История японского искусства – от древности к современности
Курс из 6 лекций от старшего научного сотрудника музея Востока
Егоровой Анны Алексеевны


С 16 декабря по 30 декабря


Кратко о курсе
Этот курс посвящён изобразительному искусству, скульптуре и архитектуре Японии – с древности до ХХ века. Искусство Японии, с одной стороны, тесно связано с влиянием других дальневосточных стран и стран тихоокеанского региона, с другой стороны – обладает ярким своеобразием и уникальной эстетической системой.

Эта система формировалась на протяжение тысячелетий, впитывая в себя элементы синтоистских верований, буддийского и конфуцианского учений и представлений о мире, а также культурные ценности разных сословий.

В результате искусство Японии приобрело свойственное ему многообразие и национальную оригинальность. О сложении разных видов искусства в Японии, эстетике, местных явлениях и влияниях на японское искусство извне мы поговорим на лекциях курса.
Почему стоит прийти?
Общие представления об искусстве Японии обычно распадаются на отдельные, казалось бы, не связанные между собой явления.

Буддийское искусство, декоративные росписи дворцов знати и княжеских замков, художественный мир чайного действа и городская культура «быстротечного мира» укиё издалека кажутся феноменами, не соприкасающимися в художественной практике и даже языке выразительности.

Однако подробный и последовательный рассказ о разных эпохах и видах искусства позволит нам проследить связи между отдельными художественными явлениями и увидеть искусство Японии в его разнообразии и целостности.
Программа
Курс состоит из 4 отдельных циклов:

Цикл 1. «Японская древность» (НАБОР ЗАКОНЧЕН)
Эпоха древности в Японии охватывает чрезвычайно длительный период с 10 тысячелетия до новой эры до XII века новой, это время от появления искусства на японском архипелаге – до окончательного сложения японской государственности и завершения периода активных заимствований художественной культуры с континента.
Страна уже сформировала собственные эстетические представления и заложила основу национальной художественной традиции. В этом цикле мы пройдём путь от примитивной ритуальной пластики – до шедевров придворного и буддийского искусства периода Хэйан.

Цикл 2. «Искусство самурайских эпох» (НАБОР ЗАКОНЧЕН)
В XII веке к власти в Японии приходит самурайское сословие, и искусство меняется вслед за социальными изменениями в стране. Художественная культура императорского двора, оставшегося в значительной изоляции в древней столице Киото, продолжала оказывать влияние эталона на национальную культуру, но, в то же время, формировалась новая эстетика власти, новые художественные формы и выразительные средства.
Замки величественной архитектуры с росписями на золотом фоне стен или ширм, живопись свитков придворных школ Кано и Тоса составляют великолепный визуальный ряд эпох становления сёгуната, эпохи Сражающихся провинций и начала централизации Японии.


Цикл 3. «Искусство эпохи Эдо» (НАБОР ЗАКОНЧЕН)
Эпоха Эдо – время становления японской национальной художественной культуры. Длительный мир, установленный жёстким правлением сёгунов династии Токугава, приводит к расцвету всех школ и видов изобразительного искусства, появляются новые художественные школы, пышная дворцовая архитектура с декоративными росписями и храмовые комплексы.
В то же время в стране рождается новый тип культуры – городская, равно удалённая как от придворной культуры императорского Киото, так и от культуры двора сёгуна. Мир укиё («быстротечный» или «плывущий» мир повседневности), высоко ценимый динамичными горожанами, нашёл выражение в живописи, гравюре на дереве и разных видах декоративно-прикладного искусства.

Цикл 4. «Становление современного искусства» (НАБОР ЗАКОНЧЕН)
Эпоха Эдо заканчивается открытием страны для иностранного влияния и началом политики модернизации и вестернизации Японии. Старые художественные формы –живопись японского стиля, традиционная гравюра а дереве, религиозная скульптура продолжали существовать, представляя консервативное направление художественной культуры.
Однако западное влияние изменяет и старые формы, и создаёт новые: живопись западного стиля, влияние классической западной скульптуры, а позднее – новые социальные и политические условия ХХ века создают предпосылки к появлению своеобразного и ультра-современного искусства современности.

НАБОР ЗАКОНЧЕН
Цикл лекций IV. «Становление современного искусства»
Лекция 1. Искусство Мэйдзи (1868-1912): продолжение традиций и новое искусство.
  • «Открытие» Японии и комплекс культурных влияний, разделение живописи японского (нихонга) и западного (ёга) направлений, учреждение художественных школ и Академии художеств.
  • Скульптура и архитектура западных форм. Экспортное искусство и участие Японии в Международных выставках.
  • Состояние традиционной гравюры и её разделение на традиционалистское и авторское направления.
Лекция 2. Довоенное искусство Тайсё (1912-1924) и первая половина эпохи Сёва (1926-1989): новые художественные направления.
  • Соотношение между модернизмом и традиционными течениями в начале ХХ века: упадок традиционного искусства и его реконструкция в 1920-30-е годы.
  • Современная гравюра и пролетарское искусство.
  • Архитектура японского модернизма и её влияние на международные архитектурные школы.
Лекция 3. Тенденции современного искусства Японии: от послевоенной эпохи Сёва – к сегодняшнему дню.
  • Архитектура послевоенной Японии: новое понимание пространства, формы и ландшафта в теории Метаболизма и Архитектурной бионики.
  • Появление абстрактной скульптуры и искусства объекта в разных материалах.
  • Современная ландшафтная архитектура – синтез и симбиоз разных видов изобразительного и прикладного искусства.
  • Живопись и графика второй половины ХХ века.
Автор курса:
Егорова Анна Алексеевна
Подробнее об лекторе и авторе курса
До 2019 года - сотрудник Научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа, в настоящее время - Старший научный сотрудник Отдел искусства народов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании Музея Востока.

Главные научные интересы - декоративно-прикладное искусство Японии, история коллекций и выставок, взаимные влияния Запада и Японии в изобразительном и декоративном искусстве.

Автор научных каталогов выставок, статей и монографии, посвящённой японской керамике. Автор нескольких авторских циклов лекций.
Организатор курса лекций —
самая крупная онлайн-школа
японского языка в России
Онлайн-школа Дарьи Мойнич не похожа на все остальные
Благодаря системному подходу и поддержке преподавателей выпускники качественно осваивают язык, глубже погружаются в культуру Японии, реализуют свои хобби, находят японских друзей, выходят замуж за японцев и японок, переезжают жить в Японию и успешно там обустраиваются.
С 2012 года
успешно обучаем по всему миру людей в возрасте от 12 до 65 лет.
> 100000
участников в нашем сообществе.
> 3150
учеников обучались на платных курсах.
> 670
учеников прошли главную годовую программу.
Видео о школе
КАК ВСЕ БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ?
ДАТА И ВРЕМЯ
С 16 по 30 декабря. По средам в 19:30 МСК
ФОРМАТ
3 онлайн-встречи. Доступ к видеозаписям на 2 месяца, которые можно смотреть в любое удобное время.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Каждая лекция
1-1.5 часа.
Цикл лекций IV. «Становление современного искусства»
(3 лекции)
  • НАБОР ЗАКОНЧЕН
Цикл лекций IV. «Становление современного искусства»
(3 лекции)
  • НАБОР ЗАКОНЧЕН
Записывайтесь на курс!
Вы узнаете больше о буддийском искусстве, декоративной росписи дворцов знати и княжеских замков, художественном мире чайного действа. Погрузитесь в последовательный рассказ о разных эпохах и видах искусства и многое другое...

и вы прекрасно проведете время!
Записывайтесь на курс!
Вы узнаете больше о буддийском искусстве, декоративной росписи дворцов знати и княжеских замков, художественном мире чайного действа. Погрузитесь в последовательный рассказ о разных эпохах и видах искусства и многое другое...

и вы прекрасно проведете время!
© 2020 Дарья Мойнич— Все права защищены.
Присоединяйтесь:
Made on
Tilda