Игры, в которые играют японцы: игровая культура Японии

Курс из 3-х циклов от культуролога-япониста, докторанта
Тель-Авивского университета, исследователя японской театральной традиции

Бурыкиной Александры

С 24 июля - 14 августа
Кратко о курсе
Этот курс будет посвящен анализу игровых элементов в японской культуре в духе классического исследования нидерландского философа Йохана Хёйзинга "Homo ludens"(1938) и более современных философско-культурологических концепций.

Священные масочные танцы, придворные поэтические состязания, дуэли предводителей войск на полях сражений, судебные тяжбы, флирт с куртизанкой, нешуточные страсти за доской игры в Го или Сёги, азартные игры вроде патинко, наконец, разнообразные видео-игры или многопользовательская ролевые мобильные игры на подобии Pokemon Go – все это разнообразные формы игр, о которых пойдет речь в данном курсе на теоретических позициях современных культурологических и философских исследований игровой культуры.
Почему прийти?
Этот курс может стать для слушателей увлекательным знакомством с японской культурой через анализ ее игровых элементов, проникающих во все сферы жизни общества: игровое начало живет в языке, искусстве, науке, политике, военном деле.

Разговор об игровом начале в каждой из отдельных сфер естественным образом повлечет за собой необходимость рассказать об особенностях каждой из них. Вместе со слушателями курса, лектор постарается ответить на вопрос является ли японская культура более ориентированной на игру в ее различных проявлениях, и если да, то почему?
Для кого подходит этот курс лекций?
  • Для всех, интересующихся японской воинской культурой
  • Для интересующихся культурологией и культурной антропологией в целом
  • Для тех, кто любит открывать что-то новое в хорошо знакомом
Программа

Цикл 1. (набор закрыт)
1) Об игровой природе культуры и понятии «игры» в японском языке.
2) «Игра» в мифологии и религиозных практиках древней Японии.
3) Игровое начало исполнительских искусств в древней Японии.
4) Игра в придворной культуре хэйанской аристократии.

Цикл 2. (набор закрыт)
1) Игра и ратное дело в Японии;
2)Культура эпохи Эдо: игра в соблюдение правил;
3)Любовные игры и флирт в эпоху Эдо;
4)Азартные игры в японской культуре.

Цикл 3. (24 июля - 14 августа)
1) Культура детства в Японии и появление «детских игр»;
2) «Развлекающаяся интеллигенция» (kōtō yūmin, 高等遊民) и японская литература 20 века;
3) Спортивные игры и состязательная культура в современной Японии;
4) Индустрия видео-игр и геймификация общества в современной Японии.
С 26 ИЮНЯ ПО 17 ИЮЛЯ
4 лекции курса «Игровая культура Японии. Цикл 1»
Лекция 1. Об игровой природе культуры и понятии «игры» в японском языке.
В первой лекции мы поговорим об особенностях теоретического подхода к анализу культуры через ее игровое начало.
Насколько само понятие «игры» в культуре многолико и комплексно мы сразу проиллюстрируем через анализ семантических сдвигов и интерпретации слова «игра» в японском языке.
Реконструкция различных значений слова «игра» поможет нам понять, как ее понимают носители японского языка.
Лекция 2. «Игра» в мифологии и религиозных практиках древней Японии.
Древнейшими формами культурной игры были ритуалы и мифы, с помощью которых общество выражало своё представление о жизни и мире.
Ритуалы и мифы служили жизнеорганизующими системами, которые устанавливали правопорядок, регулировали торговлю, были неотделимой частью искусств, ремесел, поэзии и науки.
На примере отдельных эпизодов из сводов «Кодзики» и «Нихон Сёки» мы рассмотрим разнообразные примеры священных игрищ и сакральных состязаний – ядра ритуальных практик.
Лекция 3. Игровое начало исполнительских искусств в древней Японии.
Исполнитель всегда играет.
Игра – это основа театрального искусства, это его сущность.
Как в древней Японии понимали сущность лицедейства?
Как описывали игру на музыкальном инструменте?
Имеем ли мы право назвать древние театральные формы «театром»?
Что представляет собой техника мономанэ и каково ее происхождение?
На эти и другие вопросы мы дадим ответ в лекции.
Лекция 4. Игра в придворной культуре хэйанской аристократии.
Придворные развлечения и состязания, этикет, ухаживание и сватовство – все эти явления культуры аристократии столицы Мира и спокойствия (Хэйан) в основе своей имели игровое начало.
В этой лекции мы поговорим об эстетизации игры, о превращении ее в наслаждение искусством.
Все ли предполагают чистое наслаждение красотой момента?
О сложных правилах придворного этикета, необычных ритуалах ухаживания и соревновательном духе в аристократических кругах будет рассказано в этой лекции.
С 24 ИЮЛЯ ПО 14 АВГУСТА
4 лекции курса «Игровая культура Японии. Цикл 3»
Лекция 1. Культура детства в Японии и появление «детских игр».
В лекции мы рассмотрим создание концепции детства и «детских игр» в Японии в XIX – начале XX веков.
Детство как отдельный этап жизни, безусловно, присутствовал в японском культурном ландшафте и до XIX века, однако, в период Мэйдзи в Японии бурные социальные и экономические изменения, повлекли за собой формирование и нового отношение к детству, связанное с необходимостью воспитания «новых японцев» как граждан империи.
Разграничение развлечений для детей и взрослых стало одним из важнейших моментов формирования новых общественных ценностей становящейся японской империи.
Лекция 2. «Развлекающаяся интеллигенция» и японская литература XX века.
В лекции мы поговорим о том, как праздный образ жизни образованных интеллигентских кругов и появление новых форм досуга в начале XX века повлекло за собой появление «новых героев» японской литературы, полюбившихся западному читателю.
Образованные, но безработные молодые люди – «праздная интеллигенция» ко:то: ю:мин – представители обеспеченных семей, не привлеченные к труду государственного служащего стали «бельмом на глазу» у правительства Мэйдзи и Тайсё, но в то же время оставили заметный след в художественной культуре этого периода.
Лекция 3. Спортивные игры и состязательная культура в современной Японии.
В этой лекции мы поговорим о месте спорта в жизни современных японцев.
Вы узнаете об истории появления и развитии западных спортивных командных игр в Японии, о формировании представления о традиционных японских единоборствах как о спорте, о «японских шахматах» сёги и го, соревнованиях игры в карута и многом другом.
Лекция 4. Индустрия видеоигр и геймификация общества в современной Японии.
В последней лекции курса мы поговорим об использовании игровых элементов и игровых механик в неигровом контексте, то есть о феномене геймификации современного японского общества и влиянии на этот процесс индустрии видеоигр.
Внедрение приемов игрового мышления в образование, бизнес, здоровье, туризм в последние годы вызвано было необходимостью вовлечь работников/учеников/пациентов/туристов в процесс работы или учебы, с целью корректировки человеческого поведения за счет создания благоприятного эмоционального фона.
Автор курса:
Бурыкина Александра
Подробнее об лекторе и авторе курса
Культуролог-японист, докторант Тель-Авивского университета, исследователь японской театральной традиции; окончила философский факультет МГУ;

2011-2017 преподавала японский язык и дисциплины, посвященные культуре, религии и искусству стран Дальнего Востока, в МГУ имени М.В.Ломоносова и РГГУ.
Познакомьтесь с автором в видео
Отзывы
Организатор курса лекций —
самая крупная онлайн-школа
японского языка в России
Онлайн-школа Дарьи Мойнич не похожа на все остальные
Благодаря системному подходу и поддержке преподавателей выпускники качественно осваивают язык, глубже погружаются в культуру Японии, реализуют свои хобби, находят японских друзей, выходят замуж за японцев и японок, переезжают жить в Японию и успешно там обустраиваются.
  • С 2012 года
    успешно обучаем по всему миру людей в возрасте от 12 до 65 лет.
  • > 100000
    участников в нашем сообществе.
  • > 3150
    учеников обучались на платных курсах.
  • > 670
    учеников прошли главную годовую программу.
Видео о школе
КАК ВСЕ БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ?
ДАТА И ВРЕМЯ
С 24 июля по 14 августа.
По воскресеньям в 14:00 МСК
ФОРМАТ
4 онлайн встречи. Доступ к видеозаписям на 3 месяца, которые можно смотреть в любое удобное время.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Каждая лекция
1-1.5 часа.
Сколько стоит участие?

Курс «Игровая культура Японии. Цикл 3»
(4 лекции)
НАБОР ЗАКОНЧЕН
Сколько стоит участие?

Курс
«Игровая культура Японии. Цикл 3»
(4 лекции)
НАБОР ЗАКОНЧЕН
Записывайтесь на курс!
Вместе постараемся ответить на вопрос является ли японская культура более ориентированной на игру в ее различных проявлениях, и если да, то почему?
Записывайтесь на курс!
Вместе постараемся ответить на вопрос является ли японская культура более ориентированной на игру в ее различных проявлениях, и если да, то почему?
© 2022 Дарья Мойнич— Все права защищены.
Присоединяйтесь: