Японская живопись
и гравюра
Курс из 12 видеолекций от члена Ассоциации Искусствоведов России
Натальи Бакиной



Кратко о курсе
Даже если вы прекрасно знакомы с историей западного искусства, японская традиция требует особого осмысления и иного взгляда на мир.

Сакральное и профанное, высокое и низкое, материальное и духовное – все едино в этой Вселенной, а живопись – один из путей к постижению ее законов.
В рамках курса мы будем говорить не только о предметах искусства, но и об обыденной реальности, окружавшей художников, о сюжетах и героях их произведений.

Курс разбит на лекции не только по хронологическому принципу, но и по смысловому. Каждая лекция – это увлекательное погружений в японское искусство.
Мы познакомимся с золотым фондом японской живописи и гравюры. Для курса были выбраны произведения, которые имеют статус «Национальных сокровищ» и «Важных Культурных Объектов».
Мы проанализируем каждое из них, чтобы понять, почему они считаются хрестоматийными и знаковыми.
Для кого подходит этот цикл лекций?
  • Для тех, кто интересуется японской культурой и искусством
  • Для художников и людей, увлечённых творчеством
  • Для интересующихся историей Японии
Если у Вас остались вопросы напишите нам!
Менеджер Олеся
Курс " Японская живопись и гравюра. Часть 1"
Видеолекция 1
Великолепие Хэйан: формирование живописных традиций.
  • Когда и как появилась светская живопись?
  • С чего начиналось формирование живописи ямато-э? Чем она отличалась от китайской живописи кара-э?
  • Многоцветие и монохром: что и почему определяло стиль эпохи? Насколько сильным было влияние Китая и Кореи?
  • Что такое картины-повествования, картины-стихотворения и картины-дневники? Форматы, жанры, предметы и темы японской живописи Хэйан.
  • Каллиграфия – форма или содержание?
Видеолекция 2.
Камакура: новое время – новые каноны.
  • Чем мужская живопись отличается от женской?
  • Какие приемы помогали соединить пространство и время?
  • Какими были особенности портретной живописи и ее виды?
  • «Прекрасные» быки и «прекрасные» лошади – кто был достоин личного портрета?
  • Какие секреты хранили «секретные» свитки
  • Веселые картинки из жизни животных – первая манга?
Видеолекция 3.
Муромати: монохромная живопись суйбоку-га.
  • Как живопись суйбоку-га развивалась в Японии?
  • Какие приемы и техники используются в суйбоку-га?
  • Почему Сэссю Тойо (Тоё) называют японским Леонардо да Винчи?
  • Что такое «белые ширмы» и для чего они были нужны?
  • Что такое пейзаж в «западном» и «восточном» понимании?
  • Как проявляется эстетика ваби и осмысливается пустота в работах Хасэгава Тохаку?
Видеолекция 4.
Дзэнская живопись.
  • Почему дзэн-га, дзэнская живопись, выделяется в отдельную категорию?
  • Какие темы чаше всего можно встретить в дзэн-га? Разбираем сюжеты.
  • Сэнгай Гибон и Хакуин Экаку – знакомимся с работами художников.
  • Метафоричность, символизм и аллюзии: что стоит за образами в дзэн-га?
  • Как лучшие мастера дзэн-га изображали круг и почему его изображение стало отдельным жанром?
Видеолекция 5.
Адзути-Момояма: монументальная роскошь.
  • Почему XVI век стал золотым веком интерьерной живописи дайга?
  • Что такое тотальный декор?
  • Как не запутаться в названиях японских, китайских и японо-китайских стилей?
  • Школа Кано и школа Тоса: в чем разница? Какие принципы и каноны определяли стиль школ
  • Золотофонные ширмы: приемы, техники, мотивы и сюжеты.
Видеолекция 6.
Начало эпохи Эдо: развитие жанровой живописи.
  • Как развивалась живопись с наступлением мирной эпохи? Какие новшества появились?
  • Иерархия художников: разбираемся в «художественной» карте Японии.
  • От «ширм-карт» к «ширмам-бытописаниям»: как происходил переход?
  • Иваса Матабэй – художник раннего укиё-э.
  • Самые известные ширмы, представляющие жанровую живопись: обращаем внимание на детали.
Курс " Японская живопись и гравюра. Часть 2"
Видеолекция 7.
Эдо: школа Римпа.
  • Что нового привнесли в искусство художники школы Римпа?
  • Какие черты и приемы характеризуют школу Римпа?
  • Тематические диалоги художников школы Римпа.
  • Что такое «мотив отсутствия» и зачем он нужен?
  • Что такое «антагонизм» в композиции школы Римпа?
Видеолекция 8.
Эдо: школа Нанга (Бундзинга) и школа Маруяма-Сидзё.
  • В чем особенности живописи интеллектуалов: ученые-живописцы или живописцы-ученые?
  • Китайская живопись по-японски.
  • Портреты в европейской манере: Ватанабэ Кадзан.
  • Стихотворения-картины Ёса Бусона.
  • Как примирить реализм и формализм: школа Сидзё.
  • Принцип подражания природе: Маруяма Окё – художник, опередивший время.
Видеолекция 9.
Эдо: эксцентрики и художники ёфу-га.
  • Ито Дзякутю: натурализм или психоделика?
  • В чем необычность миров, созданных Ито Дзякутю?
  • Сога Сёхаку: экспрессия и сюрреализм.
  • Нагасава Росэцу: гротеск и ирония.
  • «Голландская живопись» по-японски: художники ранга.
  • Нео-нихонга – «самурайский панк».
Видеолекция 10.
Эдо: художники направления укиё-э.
  • Как развивалась жанровая живопись?
  • Что такое стилистика Камбун?
  • Живопись для горожан: с чего начиналась история укиё-э?
  • Хисикава Моронобу и жанр бидзин-га.
  • Школы Кайгэцудо и Миягава: пин-ап эпохи Эдо.
Видеолекция 11.
Появление и развитие гравюры.
  • Когда и как появилась гравюра в Японии?
  • Книги с картинками: чем удивляли горожан издатели.
  • От черно-белой до цветной: основные этапы развития гравюры.
  • Судзуки Харунобу: непревзойденный лирик и романтик эпохи.
  • Технология производства гравюры.
Видеолекция 12.
Расцвет гравюры и лучшие серии жанра.
  • Какие жанры были популярны в гравюре укиё-э?
  • Китагава Утамаро – певец женской красоты.
  • Символизм и художественные приемы в японской гравюре.
  • Кацусика Хокусай: энциклопедичность художественного подхода.
  • Утагава Хиросигэ: новизна в подходе к пейзажу.
Приобрести 2 части
Приобрести 2 части
Автор курса:
Наталья Бакина
Подробнее об лекторе и авторе курса
Член Ассоциации Искусствоведов России (АИС).
Автор курсов о японском искусстве и истории японского костюма, организатор выставок кимоно из своей коллекции, автор двух каталогов "Гейши: тайный язык кимоно" и "Мир кимоно: от будней до праздников". Коллекционер антикварных кимоно, независимый исследователь японского костюма.
Познакомьтесь с автором в видео
Отзывы
Организатор курса лекций —
самая крупная онлайн-школа
японского языка в России
Онлайн-школа Дарьи Мойнич не похожа на все остальные
Благодаря системному подходу и поддержке преподавателей выпускники качественно осваивают язык, глубже погружаются в культуру Японии, реализуют свои хобби, находят японских друзей, переезжают жить в Японию и успешно там обустраиваются.
  • С 2012 года
    успешно обучаем по всему миру людей в возрасте от 12 до 65 лет.
  • > 100000
    участников в нашем сообществе.
  • > 3150
    учеников обучались на платных курсах.
  • > 670
    учеников прошли главную годовую программу.
Видео о школе
КАК ВСЕ БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ?
ДОСТУП
Доступ к видеозаписям на 6 месяцев к каждой части.
ФОРМАТ
6 видеолекций, которые можно смотреть в любое удобное время.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Каждая лекция
1-1.5 часа.
Специальное предложение
Курс «Японская живопись и гравюра»
(1,2 части)
  • Стоимость участия
  • 15 000 руб.
  • *Возможна оплата зарубежными банковскими картами
Оформить
Специальное предложение
Курс «Японская живопись и гравюра»
(1,2 части)
  • Стоимость участия
  • 5 000 руб.
  • *Возможна оплата зарубежными банковскими картами
Оформить
У ВАС НЕТ ВСЕЙ СУММЫ СРАЗУ?
Есть возможность разделить оплату курса на четыре равные части, без переплат.

1. Выбираете курс.
2. Оставляете заявку на этой странице и нажимаете кнопку «Купить».
3. Вам откроется страница заказа и варианты оплаты. Выбираете способ оплаты «ПОДЕЛИ» — нажимаете желтую кнопку «Разделить оплату на 4 равные части, без переплат».

Вы оплачиваете первую часть 25% сразу, остальные части по 25% — каждые две недели.
Возможность работает только для российских карт
Если у Вас остались вопросы напишите нам!
Менеджер Олеся
Записывайтесь на курс!
Познакомимся с золотым фондом японской живописи и гравюры, проанализируем каждое из них, чтобы понять, почему они считаются хрестоматийными и знаковыми и многое другое...
Записывайтесь на курс!
Познакомимся с золотым фондом японской живописи и гравюры, проанализируем каждое из них, чтобы понять, почему они считаются хрестоматийными и знаковыми и многое другое...
© 2023 Дарья Миночкина — Все права защищены
Присоединяйтесь: