Истории о музыкальных инструментах
Курс из 4 лекций от преподавателя истории японской музыкальной культуры Института восточных культур и античности ГУВШЭ
Клобуковой Натальи Федоровны

С 4 по 25 апреля


Кратко о курсе
История человечества – это история музыки и музыкальных инструментов. Сакральный предмет, вместилище таинственных звуков, которых нет в природе – таким было отношение к музыкальному инструменту древнего человека.

Путешествуя в далекие земли, человек брал с собой любимый музыкальный инструмент, который, попадая в новые страны, начинал жить и звучать по-новому, приобретал новые черты. Вот почему история людских путешествий – это и история путешествий музыкальных инструментов.

Почему одни инструменты распространены повсеместно, а другие встречаются только в одной местности? Как меняется музыкальный инструмент, попав в другую страну? Как и откуда появились в Японии музыкальные инструменты? Об этом пойдет речь в нашем курсе.
Почему прийти?
Многие слушатели уже знакомы с историей традиционных японских инструментов-репрезентантов музыкальной культуры.

Это цитра кото, лютня сямисэн, флейта сякухати, барабан тайко. Но вот что такое, например, сан-но цуцуми? Или фукин? Или тярумэра? Какую роль сыграл в становлении японской музыкальной культуры придворный оркестр гагаку? Как пришла в Японию музыка западной цивилизации и как она изменилась со временем?

Какие легенды, тайны, почти детективные истории связаны с музыкальными инструментами, история которых на первый взгляд широко известна? Сколько вопросов, и на каждый мы попытаемся найти ответ в нашем новом курсе, в котором истории о музыкальных инструментах будут рассказаны в контексте общей истории музыкальной культуры Японии.
Для кого подходит этот цикл лекций?
  • Для тех, кто интересуется традиционной культурой Японии
  • Для музыкантов и для немузыкантов
  • Для знатоков японской истории и культуры
Хотите больше узнать о японских инстурментах?
Хотите больше узнать о японских инстурментах?
С 4 ПО 25 АПРЕЛЯ
4 лекции курса «Истории о музыкальных инструментах»
Лекция 1. По Великому Шелковому Пути… Истории об инструментах оркестра гагаку.
В лекции будет рассказано о возникновении японского оркестра гагаку, его связи с китайским придворным оркестром яюэ и корейским церемониальным оркестром аак, о времени расцвета в эпоху Хэйан, о долгих годах почти полного забвения в эпоху военного правительства, о возрождении в эпоху Мэйдзи и о жизни в наши дни.

Каждый инструмент оркестра гагаку имеет свои собственные неповторимые истории и легенды, описанные в классической японской литературе и отраженные в изобразительном искусстве. О них тоже пойдет речь в нашем звуковом путешествии.

Лекция 2. Каждый инструмент – история. О проекте восстановления древних японских инструментов рэйгаку.
В 1975 г. под эгидой и по инициативе Японского Национального театра начался проект по возрождению древних музыкальных инструментов, хранящихся в императорской сокровищнице Сёсоин. Инструменты были тщательно осмотрены, измерены, при необходимости разобраны, отреставрированы, затем собраны вновь и переданы в хранилище, а на основе замеров и анализов были изготовлены их точные копии.

Традиции игры на этих инструментах – пятиструнная лютня гогэнбива, семиструнная цитра ситигэнкин, шестиструнная цитра яматогото, рамочный гонг с металлическими пластинами хэнсё и т.д. – были давно утрачены. Но благодаря этому проекту забытые голоса старинных инструментов зазвучали вновь.
Лекция 3. «Рокудан-но сирабэ». Секретная история несекретной пьесы для кото.
Японская смычковая лютня кокю ведет свое происхождение от европейской виолы-да-гамба, а дудочка уличного продавца лапши – тярумэру – от европейского шалмея, короля духовых инструментов эпохи Возрождения.

Вдобавок к этому существует теория, согласно которой сольная пьеса «Рокудан-но сирабэ» («Пьеса в шести частях»), которая есть в репертуаре любого исполнителя на традиционной цитре кото – это инструментальная версия католической молитвы Credo («Верую»). Так ли это и могло ли это быть? Давайте разберемся вместе.
Лекция 4. «Органчик японской работы…» История фисгармонизации Японии.
Школьная музыка Японии началась в 1870-х гг., и ее развитие было бы невозможно без клавишного инструмента под названием фисгармония, или язычковый орган.Поначалу фисгармонии привозили с собой иностранцы, приезжавшие в Японию работать, и христианские миссионеры, чтобы проводить богослужения.

Но в середине 1880-х гг. японский инженер Торакусу Ямаха начал выпускать на своей фабрике «Ниппон гакки» собственный аналог западной фисгармонии, которая прекрасно звучала, была недорогой и со временем появилась в каждой японской школе, где под ее аккомпанемент поют и по сей день. О фисгармонии и ее роли в популяризации западной музыки в Японии пойдет речь в этой лекции.
Организатор курса лекций —
самая крупная онлайн-школа
японского языка в России
Онлайн-школа Дарьи Мойнич не похожа на все остальные
Благодаря системному подходу и поддержке преподавателей выпускники качественно осваивают язык, глубже погружаются в культуру Японии, реализуют свои хобби, находят японских друзей, выходят замуж за японцев и японок, переезжают жить в Японию и успешно там обустраиваются.
  • С 2012 года
    успешно обучаем по всему миру людей в возрасте от 12 до 65 лет.
  • > 100000
    участников в нашем сообществе.
  • > 3150
    учеников обучались на платных курсах.
  • > 670
    учеников прошли главную годовую программу.
Видео о школе
Автор курса
Клобукова Наталья Федоровна

Преподаватель истории японской музыкальной культуры Института восточных культур и античности ГУВШЭ
Культуролог, музыкант, музыкальный историк. Специалист Научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира» Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского.
Преподаватель истории японской музыкальной культуры Института восточных культур и античности ГУВШЭ.

Солистка ансамбля японской музыки «Wa-On» при Московской консерватории, преподаватель класса игры на традиционных японских инструментах МГК. Обладательница сертификатов Школы традиционной японской музыки «Sawai Sokyoku In»: коси (инструктор, 2003 г.); кёси (преподаватель, 2012 г). Кандидат культурологии (2018).
Специалист по истории традиционной и современной японской музыки. Автор более 40 научных публикаций.
КАК ВСЕ БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ?
ДАТА И ВРЕМЯ
С 4 по 25 апреля. По понедельникам в 19:30 МСК
ФОРМАТ
4 онлайн-встречи. Доступ к видеозаписям на 3 месяца, которые можно смотреть в любое удобное время.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Каждая лекция
1-1.5 часа.
Сколько стоит участие?
Курс лекций «Истории о музыкальных инструментах»
(4 лекции)
  • Стоимость участия
  • 4 000 руб.
Оформить
Сколько стоит участие?

Курс лекций «Истории о музыкальных инструментах»
(4 лекции)
  • Стоимость участия
  • 4 000 руб.
Оформить
Записывайтесь на курс!
Узнаем о возникновении японского оркестра гагаку, с чего начинался проект по возрождению древних музыкальных инструментов, о фисгармонии и ее роли в популяризации западной музыки в Японии
и многое другое...
Записывайтесь на курс!
Узнаем о возникновении японского оркестра гагаку, с чего начинался проект по возрождению древних музыкальных инструментов, о фисгармонии и ее роли в популяризации западной музыки в Японии
и многое другое...
© 2022 Дарья Мойнич— Все права защищены.
Присоединяйтесь:
Made on
Tilda