Курс состоит из 4 отдельных циклов:
Цикл 1. «Японская древность»
Эпоха древности в Японии охватывает чрезвычайно длительный период с 10 тысячелетия до новой эры до XII века новой, это время от появления искусства на японском архипелаге – до окончательного сложения японской государственности и завершения периода активных заимствований художественной культуры с континента.
Страна уже сформировала собственные эстетические представления и заложила основу национальной художественной традиции. В этом цикле мы пройдём путь от примитивной ритуальной пластики – до шедевров придворного и буддийского искусства периода Хэйан.
Цикл 2. «Искусство самурайских эпох»
В XII веке к власти в Японии приходит самурайское сословие, и искусство меняется вслед за социальными изменениями в стране. Художественная культура императорского двора, оставшегося в значительной изоляции в древней столице Киото, продолжала оказывать влияние эталона на национальную культуру, но, в то же время, формировалась новая эстетика власти, новые художественные формы и выразительные средства.
Замки величественной архитектуры с росписями на золотом фоне стен или ширм, живопись свитков придворных школ Кано и Тоса составляют великолепный визуальный ряд эпох становления сёгуната, эпохи Сражающихся провинций и начала централизации Японии.
Цикл 3. «Искусство эпохи Эдо»
Эпоха Эдо – время становления японской национальной художественной культуры. Длительный мир, установленный жёстким правлением сёгунов династии Токугава, приводит к расцвету всех школ и видов изобразительного искусства, появляются новые художественные школы, пышная дворцовая архитектура с декоративными росписями и храмовые комплексы.
В то же время в стране рождается новый тип культуры – городская, равно удалённая как от придворной культуры императорского Киото, так и от культуры двора сёгуна. Мир укиё («быстротечный» или «плывущий» мир повседневности), высоко ценимый динамичными горожанами, нашёл выражение в живописи, гравюре на дереве и разных видах декоративно-прикладного искусства.
Цикл 4. «Становление современного искусства»
Эпоха Эдо заканчивается открытием страны для иностранного влияния и началом политики модернизации и вестернизации Японии. Старые художественные формы –живопись японского стиля, традиционная гравюра а дереве, религиозная скульптура продолжали существовать, представляя консервативное направление художественной культуры.
Однако западное влияние изменяет и старые формы, и создаёт новые: живопись западного стиля, влияние классической западной скульптуры, а позднее – новые социальные и политические условия ХХ века создают предпосылки к появлению своеобразного и ультра-современного искусства современности.