История японского искусства –
от древности к современности
Курс из 12 видеолекций от старшего научного сотрудника музея Востока
Егоровой Анны Алексеевны


Кратко о курсе
Этот курс посвящён изобразительному искусству, скульптуре и архитектуре Японии – с древности до ХХ века. Искусство Японии, с одной стороны, тесно связано с влиянием других дальневосточных стран и стран тихоокеанского региона, с другой стороны – обладает ярким своеобразием и уникальной эстетической системой.

Эта система формировалась на протяжение тысячелетий, впитывая в себя элементы синтоистских верований, буддийского и конфуцианского учений и представлений о мире, а также культурные ценности разных сословий.

В результате искусство Японии приобрело свойственное ему многообразие и национальную оригинальность. О сложении разных видов искусства в Японии, эстетике, местных явлениях и влияниях на японское искусство извне мы поговорим на лекциях курса.
Почему стоит прийти?
Общие представления об искусстве Японии обычно распадаются на отдельные, казалось бы, не связанные между собой явления.

Буддийское искусство, декоративные росписи дворцов знати и княжеских замков, художественный мир чайного действа и городская культура «быстротечного мира» укиё издалека кажутся феноменами, не соприкасающимися в художественной практике и даже языке выразительности.

Однако подробный и последовательный рассказ о разных эпохах и видах искусства позволит нам проследить связи между отдельными художественными явлениями и увидеть искусство Японии в его разнообразии и целостности.
Для кого подходит этот цикл лекций?
  • Для тех, кто интересуется историей недавнего прошлого
  • Для тех, кому интересна история российско-японских отношений, история и поэзия
  • Для тех, кто занимается или хочет заняться боевыми искусствами
Программа
Курс состоит из 4 отдельных циклов:

Цикл 1. «Японская древность»
Эпоха древности в Японии охватывает чрезвычайно длительный период с 10 тысячелетия до новой эры до XII века новой, это время от появления искусства на японском архипелаге – до окончательного сложения японской государственности и завершения периода активных заимствований художественной культуры с континента.
Страна уже сформировала собственные эстетические представления и заложила основу национальной художественной традиции. В этом цикле мы пройдём путь от примитивной ритуальной пластики – до шедевров придворного и буддийского искусства периода Хэйан.

Цикл 2. «Искусство самурайских эпох»
В XII веке к власти в Японии приходит самурайское сословие, и искусство меняется вслед за социальными изменениями в стране. Художественная культура императорского двора, оставшегося в значительной изоляции в древней столице Киото, продолжала оказывать влияние эталона на национальную культуру, но, в то же время, формировалась новая эстетика власти, новые художественные формы и выразительные средства.
Замки величественной архитектуры с росписями на золотом фоне стен или ширм, живопись свитков придворных школ Кано и Тоса составляют великолепный визуальный ряд эпох становления сёгуната, эпохи Сражающихся провинций и начала централизации Японии.


Цикл 3. «Искусство эпохи Эдо»
Эпоха Эдо – время становления японской национальной художественной культуры. Длительный мир, установленный жёстким правлением сёгунов династии Токугава, приводит к расцвету всех школ и видов изобразительного искусства, появляются новые художественные школы, пышная дворцовая архитектура с декоративными росписями и храмовые комплексы.
В то же время в стране рождается новый тип культуры – городская, равно удалённая как от придворной культуры императорского Киото, так и от культуры двора сёгуна. Мир укиё («быстротечный» или «плывущий» мир повседневности), высоко ценимый динамичными горожанами, нашёл выражение в живописи, гравюре на дереве и разных видах декоративно-прикладного искусства.

Цикл 4. «Становление современного искусства»
Эпоха Эдо заканчивается открытием страны для иностранного влияния и началом политики модернизации и вестернизации Японии. Старые художественные формы –живопись японского стиля, традиционная гравюра а дереве, религиозная скульптура продолжали существовать, представляя консервативное направление художественной культуры.
Однако западное влияние изменяет и старые формы, и создаёт новые: живопись западного стиля, влияние классической западной скульптуры, а позднее – новые социальные и политические условия ХХ века создают предпосылки к появлению своеобразного и ультра-современного искусства современности.

Если у Вас остались вопросы напишите нам!
Менеджер
Цикл лекций I. «Японская древность»
Видеолекция 1. От Дзёмон до Кофун: Искусство Японии древнейших времён (с периода палеолита до 538 г.)
  • Древние сосуды и культовая пластика эпох Дзэёмон и Яёй;
  • Курганные захоронения и древние гробницы Кофун и Асука: архитектурные формы, живопись, ритуальная пластика ханива; эстетика как идея сакральности.

Видеолекция 2. Эпохи Асука (538-710) и Нара (710-794).
  • Становление буддийского искусства.
  • Первые храмовые комплексы Японии: архитектура, символика, история формирования.
  • Ранняя буддийская скульптура: технология, иконография, стиль.
  • Религиозная живопись храмовых комплексов и свитков.
Видеолекция 3. Искусство блестящей эпохи Хэйан (794-1185).
  • Религиозное искусство на фоне сложения синто-буддийского синкретизма, шедевры архитектуры XI века (храмы Киото и комплекс виллы Фудзивара и Зала Феникса Бёдо-ин в Удзи, скульптура, религиозная живопись.
  • Светская живопись – свитки эмакимоно, влияние литературы на изобразительное искусство, декоративная живопись ширм.
  • Сложение ранних эстетических норм и категорий национального искусства.
Цикл лекций II. «Искусство самурайских эпох»
Видеолекция 1. Искусство периода Камакура (1185-1333) и Муромати (1336-1573).
  • Светский и религиозный портрет эпох, школа скульпторов Кэй; иллюстрированные свитки религиозного и светского содержания, дзэнское влияние в изобразительных искусствах.
  • Шедевры архитектуры эпохи сёгуната Асикага (Золотой и Серебряный храмы в Киото. Эстетика сибуй как идея благородной роскоши эпохи.
Видеолекция 2. Искусство Адзути-Момояма (1573-1603).
  • Фортификационная архитектура (замки Адзути, Осака и Химэдзи), гражданская архитектура и искусства круга чайного действа (свитки для чайной церемонии, комплекс чайной аранжировки цветов тябана, керамики и чайного сада).
  • Сложение философии и эстетики ваби, саби.
  • Ландшафтная архитектура как часть комплекса изобразительных искусств. Дзэнская живопись, появление школ Тоса и Кано, школа Соами.
Видеолекция 3. Япония – Запад: история художественных связей и взаимных влияний в эпоху Эдо.
  • Первые культурные контакты Запада и Японии: миссии иезуитов и голландские купцы-протестанты, «Христианский век» в Японии, религиозное и экспортное искусство.
  • Европейская живопись в Японии: первые художники европейского стиля (Сиба Кокан и его ученики), использование принципов построения западноевропейской живописи в традиционных жанрах японского изобразительного искусства.
Цикл лекций III. «Искусство эпохи Эдо»
Видеолекция 1. Искусство эпохи Эдо (1603-1868): архитектура и живопись.
  • Выдающиеся памятники дворцовой и храмовой архитектуры (Замок Нидзёдзё и храмовый комплекс усыпальницы Никко), монументальная декоративная живопись.
  • Идея пышной красоты карэй и её выражение в разных видах искусства.
  • Декоративные ширмы и сложение школы Римпа, деятельность Огаты Корина и Огаты Кэндзана.
  • Живопись свитков и школа нанга – китайского направления.
Видеолекция 2. Искусство городской среды в эпоху Эдо: живопись и гравюра укиё-э, искусство книги.
  • Особенности сложения и функционирования городской культуры, представление о «плывущем мире» укиё в литературе, театре и образе жизни горожан XVII-XIX века.
  • Гравюра укиё-э: техники, жанры, бытование в культуре. Иллюстрированная книга.
  • Крупнейшие мастера японской гравюры.
  • Прикладное искусство городской среды.
Видеолекция 3. Искусство периода Бакумацу (конец эпохи Эдо).
  • Кризис культуры серединыXIX века и появление западного влияния.
  • Гравюра йокогама-э с изображаем иностранцев и гравюра традиционных жанров эпохи Бакумацу.
  • Художники-эксцентрики. Декоративное искусство эпохи.
Цикл лекций IV. «Становление современного искусства»
Видеолекция 1. Искусство Мэйдзи (1868-1912): продолжение традиций и новое искусство.
  • «Открытие» Японии и комплекс культурных влияний, разделение живописи японского (нихонга) и западного (ёга) направлений, учреждение художественных школ и Академии художеств.
  • Скульптура и архитектура западных форм. Экспортное искусство и участие Японии в Международных выставках.
  • Состояние традиционной гравюры и её разделение на традиционалистское и авторское направления.
Видеолекция 2. Довоенное искусство Тайсё (1912-1924) и первая половина эпохи Сёва (1926-1989): новые художественные направления.
  • Соотношение между модернизмом и традиционными течениями в начале ХХ века: упадок традиционного искусства и его реконструкция в 1920-30-е годы.
  • Современная гравюра и пролетарское искусство.
  • Архитектура японского модернизма и её влияние на международные архитектурные школы.
Видеолекция 3. Тенденции современного искусства Японии: от послевоенной эпохи Сёва – к сегодняшнему дню.
  • Архитектура послевоенной Японии: новое понимание пространства, формы и ландшафта в теории Метаболизма и Архитектурной бионики.
  • Появление абстрактной скульптуры и искусства объекта в разных материалах.
  • Современная ландшафтная архитектура – синтез и симбиоз разных видов изобразительного и прикладного искусства.
  • Живопись и графика второй половины ХХ века.
Автор курса:
Егорова Анна Алексеевна
Подробнее об лекторе и авторе курса
До 2019 года - сотрудник Научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа, в настоящее время - Старший научный сотрудник Отдел искусства народов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании Музея Востока.

Главные научные интересы - декоративно-прикладное искусство Японии, история коллекция и выставок, взаимные влияния Запада и Японии в изобразительном и декоративном искусстве.

Автор научных каталогов выставок, статей и монографии, посвящённой японской керамике. Автор нескольких авторских циклов лекций.
Познакомьтесь с автором в видео
Отзывы
Организатор курса лекций —
самая крупная онлайн-школа
японского языка в России
Онлайн-школа Дарьи Мойнич не похожа на все остальные
Благодаря системному подходу и поддержке преподавателей выпускники качественно осваивают язык, глубже погружаются в культуру Японии, реализуют свои хобби, находят японских друзей, переезжают жить в Японию и успешно там обустраиваются.
  • С 2012 года
    успешно обучаем по всему миру людей в возрасте от 12 до 65 лет.
  • > 100000
    участников в нашем сообществе.
  • > 3150
    учеников обучались на платных курсах.
  • > 670
    учеников прошли главную годовую программу.
Видео о школе
КАК ВСЕ БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ?
ДОСТУП
Доступ к видеозаписям
3 месяца с момента оплаты к каждому циклу отдельно.
ФОРМАТ
12 лекций в формате видеозаписей, которые можно смотреть в любое удобное время.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Каждый урок
1-1.5 часа.
Сколько стоит участие?
Курс «История японского искусства»
(12 лекций)
  • Стоимость участия
    21 600 руб.
    12 990 руб.
  • *Возможна оплата зарубежными банковскими картами
Оформить
Сколько стоит участие?
Курс «История японского искусства»
(12 лекций)
  • Стоимость участия
    21 600 руб.
    12 990 руб.
  • *Возможна оплата зарубежными банковскими картами
Оформить
Если у Вас остались вопросы напишите нам!
Менеджер
Записывайтесь на курс!
Вы узнаете больше о буддийском искусстве, декоративной росписи дворцов знати и княжеских замков, художественном мире чайного действа. Погрузитесь в последовательный рассказ о разных эпохах и видах искусства и многое другое...

и вы прекрасно проведете время!
Записывайтесь на курс!
Вы узнаете больше о буддийском искусстве, декоративной росписи дворцов знати и княжеских замков, художественном мире чайного действа. Погрузитесь в последовательный рассказ о разных эпохах и видах искусства и многое другое...

и вы прекрасно проведете время!
© 2023 Дарья Миночкина— Все права защищены.
Присоединяйтесь: