日本
Японская литература
от послевоенного времени
до современности
20 лекций
Лектор: Палагина Саша, филолог-японист, окончила ИСАА МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности японская филология
Старт курса 9 марта
Часть 1. Японская литература
в послевоенную эпоху
✔ Поговорим об экзистенциализме японской литературы, когда пессимизм и мрачный дух упадка самых первых лет после поражения во Второй мировой войне стали центральными темами произведений японских писателей. Послевоенные литераторы провозгласили автономию литературы от политики, независимость индивидуального творчества, отказ от ангажированности, интерес к личности в свете её экзистенциальных переживаний

✔ Разберём японскую литературу и культурные сдвиги послевоенного периода, когда писатели ориентировались на аутентичные крупные романы европейского типа и выступали за создание литературы, отличной от традиционной беллетристической традиции «ватакуси-сёсэцу»

✔ Поговорим о трансформации японской литературы послевоенного периода и о третьем послевоенном поколении японских писателей, которое получило название «третьи новые»
Что вас ждёт в первой части курса:
10 лекций, старт 9 марта
Нома Хироси
Лекция 1
(23 февраля 1915 - 2 января 1991) – японский романист, критик и поэт

  • Обсудим участие писателя в левом движении в университетские годы и опыт участия в войне, что легло в основу его творчества

  • Рассмотрим его роман «Зона пустоты», который был признан монументальным шедевром послевоенной литературы

  • Узнаем, что такое концепт «тотального романа», в котором человек рассматривается как область пересечения нескольких спектров: индивидуально-психологического, физиологического и социального («Об экспериментальной литературе», 1949 г.)
Хания Ютака
(19 декабря 1909 - 19 февраля 1997) – японский политический и идеологический критик и писатель, был членом коммунистической партии

  • Обсудим влияние на творчество писателя работ Канта и произведений Достоевского, попытаемся увидеть то, как трактовал их для себя сам Хания

  • Познакомимся с известными произведениями писателя: «Мёртвые духи» (1946 г. - незакончен) и «Пустота» (1960 г.)
Сиина Риндзо
(1 октября 1911 г. - 28 марта 1973 г.) – японский писатель-романист, которого часто называют «японским Достоевским» и который во многом нашёл спасение в творчестве русского писателя

  • Обсудим, как тюремный опыт подтолкнул Сиина к занятию литературой

  • Рассмотрим, в чём заключалась уникальность его авторского стиля и как на него повлияла философия Ницше

  • Попытаемся понять, что для Сиина значило принятие христианства и посвящение себя религиозной философии
Послевоенные писатели о войне:
(6 марта 1909 г. - 25 декабря 1988 г.) – японский романист, критик, переводчик и исследователь французской литературы

  • Обсудим роман «Плен» (1948 г.), основанный на опыте пребывания в качестве военнопленного на филиппинском острове Миндоро

  • Познакомимся с неоднозначным романом «Огни в поле», полным натуралистических описаний того, как пытались выживать остатки японской армии на Филиппинах после разгрома
(17 июля 1918 г. - 5 сентября 1998 г.) – японский писатель и критик, окончил университет Кэйо по специальности «французская литература»

  • Обсудим работу писателя членом Комитета по культурной работе Центрального отдела пропаганды Гоминьдана в Шанхае, где он редактировал местный японоязычный журнал Shinsei

  • Рассмотрим его произведение «Время» о китайском интеллектуале в военное вермя

  • Поговорим о мотивах войны, её последствий, дихотомии жертвы и насильника в творчестве писателя
Мисима Юкио
(4 января 1925 — 25 ноября 1970)– японский писатель, рождённый в Токио в 1925 году. Был одним из первых современных японских писателей, активно выступавших на мировой арене

  • Обсудим бунтарский характер писателя, его противоречивые взгляды и радикальный дух

  • Рассмотрим то, как этот в некоторой степени довольно модернистский и интернациональный писатель, в то же время был и самым национальным: как в своем уважении к классическому порядку, так и в его радикальном нарушении, как в своей утонченности творца прекрасного, так и в своем непреходящем влечении к пошлому, разрушительному

  • Попробуем разобрать эту дуалистичность писателя, когда в зависимости от позиции читателя или зрителя он предстает в мириадах порой противоречивых ликов
Абэ Кобо
(7 марта 1924 — 22 января 1993) – японский писатель. Родился в Токио, а юность провел в Маньчжурии.

  • Обсудим активное участие писателя в художественных движениях в период послевоенного восстановления, расширении рамок творчества, освоение методов репортажного письма

  • Рассмотрим высокую оценку его творчества за рубежом: произведения писателя переведены и изданы более чем в 30 странах

  • Выделим и рассмотрим наиболее характерные черты работ, такие как «абсурдистский» и «авангардный» характер письма»
Лекция 5
Лекция 2
Лекция 3
Лекция 6
Лекция 7
Оэ Кэндзабуро
Закончил престижный Токийский университет на отделении французской литературы. Стал вторым после Кавабата Ясунари нобелевским лауреатом и был одним из самых ярых подвижников экологического и антивоенного движения

  • Обсудим развитие твочества писателя: от студенческих лет и до позднего периода - как менялся его курс на протяжении жизни

  • Рассмотрим целый мир произведений, в котором пересекаются социально-политические темы, проблемы ядерной энергетики, личная жизнь Оэ

  • Узнаем, каких убеждений придерживался Оэ и с чем выступал в стране и за рубежом
Лекция 8
Ёсиюки Дзюнноскэ
(13 апреля 1924— 26 июля 1994). В 1945 г. поступил на факультет английской литературы Токийского императорского университета, но бросил учебу во время поражения и послевоенных потрясений

  • Обсудим роль писателя в движении Третьих новых

  • Рассмотрим его многочисленные работы, посвящённые темам взаимоотношений между разумом и телом, глубин человеческой натуры, эротизма!

  • Поговорим о том, что представлял собой возврат к жанру «ватакуси-сёсэцу
    Эндо Сюсаку
    (27 марта 1923 года — 29 сентября 1996). По окончании университета Кэйо в возрасте 27 лет уехал во Францию и поступил в Лионский университет, где изучал католическую литературу, крестился и решил стать романистом

    • Обсудим противоречивое самоощущение Эндо Сюсаку, связанное с его идентичностью и религиозными метаниями

    • Рассмотрим произведения писателя, в которых он ставит вопрос о молчании бога: каков этот Бог, который допустил все ужасы Второй мировой войны?

    • Углубимся в темы японского духовного климата и христианства, концепции Бога, чувства вины и расовых проблем, которые волновали писателя
    Лекция 4
    Лекция 9
    Лекция 10
    (30 мая 1920 года — 26 января 2013 года) - один из ведущих писателей послевоенной литературы, известен как мастер короткого рассказа. После учебы в США он активно занимался эссеистикой. Также являлся членом Японской академии искусств и литературы

    • Обсудим полные юмора и лирических мотивов произведения писателя, в которых он сумел запечатлеть мельчайшие движения человеческой души

    • Рассмотрим то, чем выделялся Ясуока Сётаро и какое место занимал в поколении так называемых «третьих новых»

    • Узнаем, почему его называли писателем-странником и как он использовал в своём творчестве ватакуси-сёсэцу, эго-беллетристический жанр
    Ясуока Сётаро
    Оока Сёхэй
    Хотта Ёсиэ
    Часть 2. Современная Япония
    и её литература
    ✔ Обсудим процессы интернационализации, постмодернистские веяния в японской литературе:
    • Какие изменения переживают художественные традиции страны?
    • Что подразумевается под пересмотром культурного опыта прошлого?
    • Что синтезирует в себе творчество современных японских авторов?

    ✔ Поговорим о японских писателях за рубежом, об их успехе на дальних берегах

    ✔ Обсудим литературу Японии после фукусимской трагедии то, как события 11 марта 2011 года отразились в творчестве японских писателей
    Что вас ждёт во второй части курса:
    10 лекций, старт 3 августа
    Современность и Япония. Введение
    Лекция 1
    • Разберём работу Е. А. Прасола «Дискуссионные проблемы изучения японской постмодернистской культуры», в которой он рассматривает особенности современной японской словесности и комментирует её поворот к традициям «лёгкой» прозы

    • Поговорим о чертах «лёгкой» прозы, о её внимании к деталям, повседневности, отходе от сложных тем смысла жизни и обращении к персональным переживаниям
    Ёсимото Банана
    (яп. よしもとばなな, настоящее имя – Махоко Ёсимото, яп. 吉本真秀子) родилась в 1964 году в Токио в семье поэта и философа Ёсимото Такааки (яп.吉本隆明).

    • Обсудим псевдоним писательницы «Банана». Говорят, что он символизирует её связь с художественной традицией Мацуо Басё, чей поэтический псевдоним – Басё (яп.芭蕉) –переводится как «банановое дерево»

    • Рассмотрим работы писательницы, которые отличает метафоричность и выразительность образов, метод магического реализма, который подразумевает умелое сочетание обыденного и феноменального

    • Узнаем к каким темам наиболее часто обращалась писательница, в чём «целительное» свойство её прозы
    Каваками Хироми
    (1 апреля 1958 г.) дебютировала как писательница в 1980 году, будучи студенткой университета Отяномидзу.

    • Обсудим творческое становление писательницы, ризомообразную структуру построения её произведений

    • Изучим характерный для её романов «магический реализм», который порой называют гротескным

    • Рассмотрим её необычных героев, бродящих на пограничье реальности и потустороннего мира
    Огава Ёко
    (30 марта 1962 г. ) – писательница из префектуры Окаяма, родилась в 1962 году, окончила литературный факультет университета Васэда.

    • Обсудим то, почему дебютное произведение Огава «Календарь беременности» вызвал противоречивую реакцию среди членов жюри Акутагава

    • Изучим её стиль повествования, который необъяснимым образом притягателен и вместе с тем, способен передавать глубочайшие патологии человеческого сознания

    • Узнаем, чем её произведения похожи на французские художественные фильмы
    Каваками Миэко
    Родилась в Осаке в 1976 году, дебютировала в 2007 году с сочинением "Ватакуси рицу ин ха, мата ва сэкай" (яп. 『わたくし率 イン 歯ー、または世界』приблизительный перевод "Процентное содержание моего «я» в зубах, и мир") которое вошло в шорт-лист 137-й премии Акутагавы и получило поощрительную премию Цубоути Сёё (яп. 坪内逍遙大賞奨励賞).

    • Рассмотрим, какие культурные и экономические механизмы проблематизирует Каваками в своём творчестве, как она подходит в своих произведениях проблемам к репродукции, идеалов красоты и материнства

    • Обсудим свойственное ей глубокое погружение в такие темы, как телесность женщины, а также метафизическую проблематику

    • Изучим ритмичный и поэтичный стиль письма Каваками, изящное использование осакского диалекта
    Японская литература и её восприятие в западном мире
    • Обсудим процессы интернационализации японской литературы, размытие жанров, направлений и изменение литературного дискурса в современном мире

    • Обратимся к статьям Нумано Мицуёси, японского русиста и его мыслях по поводу происходящих в современной японской литературе сдвигах

    • Узнаем, какое ныне место занимает японская литература в контексте мировой
    Лекция 5
    Лекция 2
    Лекция 3
    Лекция 6
    Лекция 7
    Мураками Харуки
    (12 января 1949 г. ) – японский романист, переводчик американской литературы и эссеист. Родился в Киото, вырос в префектуре Хёго

    • Обсудим его дебют в литературном мире в 1979 г. с книгой «Слушай песню ветра», получившей премию Гундзо для новых писателей

    • Рассмотрим отличительные особенности творчества, мотивы городской жизни, джаза и фантастической повседневности

    • Поговорим о видении Мураками творчества и его жизни в Америке

    • Порассуждаем, почему писатель никогда не получит премию Акутагава в своей родной стране и кто его конкурент среди японских писателей в получении Нобелевской премии по литературе
    Лекция 8
    Тавада Ёко
    (23 марта 1960 г.), окончила университет Васэда, отделение русской литературы, аспирантуру Гамбургского университета, аспирантуру Цюрихского университета по немецкой литературе

    • Обсудим отличительные особенности работ, которые полны любопытного исследования возможностей языка и уникальных интерпретаций слов

    • Рассмотрим «двуязычие» писательницы и как это отразилось на её творчестве

    • Поговорим о «пограничности» её фантазии и «безграничности» методов изображения

    • Изучим «интернациональность» образов Тавада и её близость к русской литературе
    Исигуро Кадзуо
    (8 ноября 1954 г.) – британский романист и сценарист, лауреат Букеровской премии в 1989 г. и Нобелевской премии по литературе 2017 г. Родился в Нагасаки, в 1960 году эмигрировал в Великобританию

    • Обсудим путешествие по США и Канаде по окончании школы, во время которого Исигуро хотел стать музыкантом, а не писателем

    • Поговорим о дебюте в литературном мире с тремя рассказами, которые были включены в сборник Introduction 7: Stories by New Writers

    • Рассмотрим его награды: в 1995 г. Орден Британской империи, в 1998 г. французский Орден искусств и литературы, в 2018 г. японский Орденом восходящего солнца; в 2008 г. вошел в список «50 самых значимых писателей английской литературы с 1945 г.» по версии The Times

    • Изучим характерные черты произведений Исигуро: создание персонажей, погружённых в ощущение «дискомфорта» и «пустоты» настоящего и зачастую ищущими спасения в прошлом
    Лекция 4
    Лекция 9
    Лекция 10
    • Обсудим литературу Японии после фукусимской трагедии

    • Рассмотрим писателей, то, как Хироми Каваками, Тавада Ёко и Такахаси Гэнъитиро и многие другие писатели откликнулись на события в Фукусима

    • Изучим социально-политические дебаты, приобретшие обострённость в связи с катастрофой. Узнаем, какое индивидуально-авторское выражение они получили, что Фукусима значила для литературы
    Фукусима-бунгаку
    1. Современность и Япония. Введение
    2. Ёсимото Банана
    3. Каваками Хироми
    4. Огава Ёко
    5. Цусима Юко
    6. Мицуёси Нумано
    7. Мураками Харуки
    8. Тавада Ёко
    9. Исигуро Кадзуо
    10. Фукусима-бунгаку
    10 лекций
    Часть 2

    Современная Япония
    и её литература
    1. Нома Хироси
    2. Хания Ютака
    3. Сиина Риндзо
    4. Послевоенные писатели о войне: Оока Сёхэй, Хотта Ёсиэ
    5. Мисима Юкио
    6. Абэ Кобо
    7. Оэ Кэндзабуро
    8. Ёсиюки Дзюнноскэ
    9. Эндо Сюсаку
    10. Ясуока Сётаро
    тарифы
    10 лекций
    20 лекций
    Часть 1 " Японская литература
    в послевоенную эпоху"

    Часть 2
    " Современная Япония
    и её литература"
    Цена до 10 марта
    Цена с 11 по 17 марта
    Цена до 10 марта
    Цена до 10 марта
    Цена с 11 по 17 марта
    Цена с 11 по 17 марта
    17 100 руб.
    28 500 руб.
    Доступ 6 месяцев
    Доступ 6 месяцев
    19 000 руб.
    Цена с 18 марта
    19 000 руб.
    Доступ 12 месяцев
    38 000 руб.
    Цена с 18 марта
    38 000 руб.
    Часть 1

    Японская литература
    в послевоенную эпоху
    19 000 руб.
    17 100 руб.
    Цена с 18 марта
    19 000 руб.
    старт 9 марта
    старт 3 августа
    19 000 Р
    19 000 р
    японская литература
    2 части
    38 000 р
    14 250
    руб.
    14 250
    руб.
    26 600
    руб.
    4750
    р/мес
    Рассрочка без % на 3 мес
    4 750
    р/мес
    Рассрочка без % на 3 мес
    2 167
    р/мес
    Рассрочка без % на 12 мес
    30 %
    Оплачивайте по частям
    Выберите тариф и оформите покупку

    Мы разделим сумму на 4 равные части и составим график платежей

    Первый платёж спишем сейчас, а остальные ー по графику 1/4 оплаты раз в две недели
    Разделите оплату на 4 части, а доступ к курсу получите в день первой оплаты.
    Рассрочка без %
    Это не кредит и не рассрочка, оплата частями не влияет на кредитную историю.
    Здесь требуется минимальное количество ваших персональных данных.
    Подходит только для РФ.
    Сервисы «Подели» и «Долями»
    Разделите оплату на минимальные платежи ー воспользуйтесь рассрочкой от банков-партнеров.
    Проценты по рассрочке мы платим за вас!
    Вы оформляете заказ: выбираете сервис и заполняете в нём заявку на рассрочку на 3, 6 или 12 месяцев

    После одобрения заявки вы получаете доступ к курсу в письме на вашу почту и смотрите лекции

    Дальнейшие расчёты вы производите с банком самостоятельно
    Палагина Александра Викторовна


    Лектор
    филолог-японист, окончила ИСАА МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности японская филология (2018-2022)

    с 2022 года – студент-исследователь Университета Хоккайдо (г. Саппоро, Япония) направления под названием «Теория современной и визуальной культуры»

    занимается изучением современной японской литературы, её послевоенной истории и нынешним состоянием. Дипломная работа была посвящена «гэмбаку-бунгаку», литературе атомной бомбардировки, а точнее «Проблеме исторической памяти в сборнике рассказов "Эпицентр"» японского писателя Сэйрай Юити

    читала лекции, посвящённые современной женской прозе Японии в Библиотеке им. Н.А Некрасова

    переводила для сборника издательства Icebook «Смех сумасшедших» (2022) рассказ Косакай Фубоку «Линия любви»
    Онлайн-школа Дарьи Мойнич
    не похожа на другие
    С нами вы можете начать учить японский язык с нуля или присоединиться к продолжающим группам N4 и N3. Вас ждёт практика разговорного японского, эффективное изучение грамматики, уроки от носителя, подготовка к экзамену Норёку Сикэн.

    Вы можете изучать культуру и историю Японии на уровне высших учебных заведений, не выходя из дома. Вас ждут лекции и курсы по различным направлениям: искусство, театр, религия, литература, история, кухня, манга и аниме, самураи и боевые искусства.
    С 2012 года
    успешно обучаем по всему миру людей в возрасте от 12 до 65 лет.
    > 100000
    > 100
    > 4900
    участников в нашем сообществе.
    учеников обучались на платных курсах.
    курсов прочитано по японскому языку и культуре
    ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ И ВОЗРАЖЕНИЯ