日本
Японская литература от древности до Новейшего времени
Разберём наиболее значимые произведения, включая работу с текстом, получите список для дополнительного изучения
Курс из 22-ух лекций
Автор: Садокова Анастасия Рюриковна
Для кого этот курс
Для тех, кто интересуется японской литературой и культурой
Для тех, кто увлечен Японией и хочет знать ее глубже, не ограничиваясь рекламными буклетами

Для тех, кто хочет знать больше о разных жанрах и произведениях разного периода японской литературы

Кратко о курсе
Что вас ждёт:

Изучение первых письменных памятников VIII века, сохранивших мифологические и фольклорные сюжеты, важные для понимания японской культуры

✔ Знакомство с формированием японской национальной поэзии, осознающей себя как особый вид искусства

Погружение в раннесредневековую литературу, давшую импульс для развития основных жанров и становления собственно японской литературы

✔ Открытие мира изыска и красоты, галантных кавалеров и опечаленных дам эпохи раннего средневековья

✔ Исследование литературы развитого и позднего средневековья, отражающей грозный период перемен во власти и в образе жизни аристократии

Анализ тем подвига, тщеты и мгновенности жизни в условиях военного времени

✔ Изучение литературы Нового времени, принесшей обновление, новые городские образы и представления о прекрасном

✔ Знакомство с новыми героями, включая горожанок, борющихся за свою любовь, и свежим взглядом на вечные мотивы
Лекция 1. По горам, равнинам и рекам, или как описать Японию
  • Как японцы описывали свои земли, на что обращали внимание

  • Не только на реки и озера, а на старинные предания и места, которые посещали боги

  • Речь пойдет о сводах фудоки. Как же у древних все переплеталось в сознании!
  • Прогулка по горам Японии, сопровождающаяся самобытными историями различных гор

  • Реальные герои и уникальные исторические события

  • Как они будоражили воображение древних японцев своим обликом, а те слагали о горах удивительные истории
Лекция 2. Боги, герои, правители. Долгий путь японской мифологии
Лекция 3. Такие разные истории японских гор

22 лекции
Модуль 1. Литература древности и первые письменные памятники
  • Почему японцы создали одновременно два мифологических свода

  • Какие задачи ставила перед собой японская мифология

  • Как излагалась в сводах «Кодзики» и «Нихонги» древняя «история» Японии
Программа курса
Лекция 4. Все в стихах – оды, плачи, древние легенды и предания
  • Каков тематический круг антологии «Манъёсю»

  • Какие художественные приемы создали поэты, как использовали игру слов и «говорящие» названия
  • Жанр ута-моногатари - один из самых удивительных и загадочных жанров японской литературы

  • Почему позднее вся японская литература и театр использовали его сюжеты?
Лекция 5. Прародительница всех моногатари
Модуль 2. Литература раннего средневековья
Лекция 6. Известный кавалер древности, или судьба как песня
  • Какое произведение можно считать началом прозы и почему с ним не все так просто

  • Посмотрим вместе, нет ли у «японского» чужих корней

  • Что такое жанр цукури-моногатари
Лекция 7. Когда душа плачет от одиночества
  • Литература «женского потока» - удивительное и уникальное японское литературное явление

  • Почему придворные дамы увлеклись писательской деятельностью

  • Какие тайны доверяли они своим дневникам
  • Именно по поэзии наиболее четко видно, что происходит переход от древности к средневековью

  • Новая антология - новые законы. Какие они? О чем поэты слагают свои стихи теперь?

  • Говорим об антологии «Кокинсю»
Лекция 8. Как рождалась страсть к путешествию
Лекция 9. Раньше – опавшие листья, теперь – парча
  • Японцы любят путешествовать и описывать свои поездки. Откуда пошла эта традиция?

  • Кто и зачем писал дневники? Как дневники стали литературным жанром?

  • Разбираем жанр никки
Лекция 10. От устного сказа - к литературе, от литературы - … опять к устному сказу?
  • Почему вдруг в Японии начал формироваться устный военный эпос? О ком он? Кто его рассказывал?

  • А кто слушал? И при чем тут мистика и демоны?
  • Рождение японского театра

  • Древние представления и театр Но. Пьесы, антураж, идеи

  • Великие имена и трактаты. В чем над ними не властно время
Лекция 11. Воды реки… уходящие воды…
Модуль 3. Литература средневековья
Лекция 12. На помосте среди рисовых полей
  • Почему именно в это время большое значение приобретают философские идеи, размышления о бренности мира и тщете жизни

  • Чему нас может научить японская средневековая литература
Лекция 13. Японская поэзия: новый взлет, новые гении
  • Теперь уже можно проследить путь японской классической поэзии: от древности с обрядами и фольклора до высокой национальной поэзии

  • Антология «Син-Кокинсю» - важный этап развития японской классики
Лекция 14. Певец нового города
Лекция 15. Такая разная поэзия трехстиший
Модуль 4. Литература Нового времени
  • Появление новой прозы. Новые сюжеты и герои

  • Почему теперь все другое? Почему именно сейчас?

  • Почему Ихара Сайкаку – «наше все»
  • Великий Басё. Но есть и не менее значимые - Бусон, Исса…

  • Все знают про хайку (хокку), такие легкие и воздушные. Но так ли легко этот жанр входил в японскую реальность
Лекция 16. Хотите узнать новости - сходите в Кабуки
  • Еще один гений - Тикамацу Мондзаэмон - «японский Шекспир»

  • Театр Кабуки сегодня известен всем, но так ли его любили в 17 в. А какой театр любили больше
  • «Массовая» литература появилась не теперь. Вот ее истоки! Книжки с картинками

  • Содержание … на грани. Но и она росла. И выросла…до романа и сериала
Лекция 17. Народный юмор. Так при чем тут литература?
Лекция 18. Беллетристика?.. Да! Беллетристика!
  • Литература литературой, но народные устные произведения всегда были чрезвычайно популярны. Это и мистика, и юмор…

  • Как их «привязали» к литературе
Лекция 19. Переосмысление. Литература замерла в ожидании
  • Как японская литература встретила революцию Мэйдзи

  • О чем надо писать теперь? Кого выбрать в кумиры? И что там, в такой странной мировой литературе?

  • Одзаки Каё, Кода Рохан, Фтабатэй Симэй…
  • Невероятно быстро меняются направления, приоритеты, кумиры… Японская литература пробует все, что найти «свое»

  • Русская и французская литература в Японии. Смешение направление и стилей. Нагаи Кафу, Мори Огай, Арисима Такэо…
  • Литература Японии во второй половине 20 века. Человек послевоенный

  • Человек периода урбанизации. Есть ли место традиции - саду и чайной церемонии? Кавабата Ясунари, Абэ Кобо…
Лекция 20. На фотографии Лев Толстой и… Токутоми Рока
Модуль 5. Литература Новейшего времени
Лекция 21. Эмиль Золя, Иван Тургенев и «Америка-моногатари
Лекция 22. Красотой Японии рожденный
  • Новые веяния в японской литературе. Плеяда молодых: создание новой японской литературы

  • Неизвестные доселе темы в литературе – не всем нравится. Как литература это преодолеет?

  • Токутоми Рока, Таяма Катай, Симадзаки Тосон, Нацумэ Сосэки…
Кратко о курсе

✔ Отражение экзистенциальной пустоты, пессимизма и духа упадка в японской литературе после Второй мировой войны

Провозглашение независимости литературы от политики и фокус на экзистенциальных переживаниях личности

✔ Ориентация на европейские романы и отказ от традиционной беллетристической традиции «ватакуси-сёсэцу»

✔ Появление и особенности третьего послевоенного поколения японских писателей (1953-1955 гг.)

Влияние мировых литературных процессов, включая постмодернизм, и их синтез в творчестве японских авторов

✔ Признание и успех японских писателей за рубежом

✔ Отклик японских писателей на трагедию Фукусимы в их произведениях

Курс «Японская литература»
20 лекций
Лектор: Палагина Александра Викторовна
(23 февраля 1915 - 2 января 1991) – японский романист, критик и поэт

  • Обсудим участие писателя в левом движении в университетские годы и опыт участия в войне, что легло в основу его творчества
  • Рассмотрим его роман «Зона пустоты», который был признан монументальным шедевром послевоенной литературы
  • Узнаем, что такое концепт «тотального романа», в котором человек рассматривается как область пересечения нескольких спектров: индивидуально-психологического, физиологического и социального («Об экспериментальной литературе», 1949 г.)
Модуль «Японская литература в послевоенную эпоху»
Модуль «Современная Япония и её литература»
Лекция 2 . Хания Ютака
Лекция 1. Нома Хирос
Лекция 3. Сиина Риндзо
Лекция 4. Послевоенные писатели о войне:
Оока Сёхэй
Хотта Ёсиэ
Лекция 5. Мисима Юкио
Лекция 6. Абэ Кобо
Лекция 7. Оэ Кэндзабуро
Лекции 8. Ёсиюки Дзюнноскэ
Лекция 9. Эндо Сюсаку
Лекция 10. Ясуока Сётаро
Лекция 1. Современность и Япония. Введение
Лекция 3. Каваками Хироми
Лекция 4. Огава Ёко
Лекция 5. Каваками Миэко
Лекция 6. Японская литература и её восприятие в западном мире
Лекция 7. Мураками Харуки
Лекция 8. Тавада Ёко
Лекция 9. Исигуро Кадзуо
Лекция 10. Фукусима-бунгаку
Лекция 2. Ёсимото Банана
(19 декабря 1909 - 19 февраля 1997) – японский политический и идеологический критик и писатель, был членом коммунистической партии

  • Обсудим влияние на творчество писателя работ Канта и произведений Достоевского, попытаемся увидеть то, как трактовал их для себя сам Хания
  • Познакомимся с известными произведениями писателя: «Мёртвые духи» (1946 г. - незакончен) и «Пустота» (1960 г.)
(1 октября 1911 г. - 28 марта 1973 г.) – японский писатель-романист, которого часто называют «японским Достоевским» и который во многом нашёл спасение в творчестве русского писателя

  • Обсудим, как тюремный опыт подтолкнул Сиина к занятию литературой
  • Рассмотрим, в чём заключалась уникальность его авторского стиля и как на него повлияла философия Ницше
  • Попытаемся понять, что для Сиина значило принятие христианства и посвящение себя религиозной философии
(6 марта 1909 г. - 25 декабря 1988 г.) – японский романист, критик, переводчик и исследователь французской литературы

  • Обсудим роман «Плен» (1948 г.), основанный на опыте пребывания в качестве военнопленного на филиппинском острове Миндоро
  • Познакомимся с неоднозначным романом «Огни в поле», полным натуралистических описаний того, как пытались выживать остатки японской армии на Филиппинах после разгрома
(4 января 1925 — 25 ноября 1970)– японский писатель, рождённый в Токио в 1925 году. Был одним из первых современных японских писателей, активно выступавших на мировой арене

  • Обсудим бунтарский характер писателя, его противоречивые взгляды и радикальный дух
  • Рассмотрим то, как этот в некоторой степени довольно модернистский и интернациональный писатель, в то же время был и самым национальным: как в своем уважении к классическому порядку, так и в его радикальном нарушении, как в своей утонченности творца прекрасного, так и в своем непреходящем влечении к пошлому, разрушительному
  • Попробуем разобрать эту дуалистичность писателя, когда в зависимости от позиции читателя или зрителя он предстает в мириадах порой противоречивых ликов
(17 июля 1918 г. - 5 сентября 1998 г.) – японский писатель и критик, окончил университет Кэйо по специальности «французская литература»

  • Обсудим работу писателя членом Комитета по культурной работе Центрального отдела пропаганды Гоминьдана в Шанхае, где он редактировал местный японоязычный журнал Shinsei
  • Рассмотрим его произведение «Время» о китайском интеллектуале в военное время
  • Поговорим о мотивах войны, её последствий, дихотомии жертвы и насильника в творчестве писателя
(7 марта 1924 — 22 января 1993) – японский писатель. Родился в Токио, а юность провел в Маньчжурии.

  • Обсудим активное участие писателя в художественных движениях в период послевоенного восстановления, расширении рамок творчества, освоение методов репортажного письма
  • Рассмотрим высокую оценку его творчества за рубежом: произведения писателя переведены и изданы более чем в 30 странах
  • Выделим и рассмотрим наиболее характерные черты работ, такие как «абсурдистский» и «авангардный» характер письма»
Закончил престижный Токийский университет на отделении французской литературы. Стал вторым после Кавабата Ясунари нобелевским лауреатом и был одним из самых ярых подвижников экологического и антивоенного движения

  • Обсудим развитие твочества писателя: от студенческих лет и до позднего периода - как менялся его курс на протяжении жизни
  • Рассмотрим целый мир произведений, в котором пересекаются социально-политические темы, проблемы ядерной энергетики, личная жизнь Оэ
  • Узнаем, каких убеждений придерживался Оэ и с чем выступал в стране и за рубежом
(13 апреля 1924— 26 июля 1994). В 1945 г. поступил на факультет английской литературы Токийского императорского университета, но бросил учебу во время поражения и послевоенных потрясений

  • Обсудим роль писателя в движении Третьих новых
  • Рассмотрим его многочисленные работы, посвящённые темам взаимоотношений между разумом и телом, глубин человеческой натуры, эротизма!
  • Поговорим о том, что представлял собой возврат к жанру «ватакуси-сёсэцу
(27 марта 1923 года — 29 сентября 1996). По окончании университета Кэйо в возрасте 27 лет уехал во Францию и поступил в Лионский университет, где изучал католическую литературу, крестился и решил стать романистом

  • Обсудим противоречивое самоощущение Эндо Сюсаку, связанное с его идентичностью и религиозными метаниями
  • Рассмотрим произведения писателя, в которых он ставит вопрос о молчании бога: каков этот Бог, который допустил все ужасы Второй мировой войны?
  • Углубимся в темы японского духовного климата и христианства, концепции Бога, чувства вины и расовых проблем, которые волновали писателя
(30 мая 1920 года — 26 января 2013 года) - один из ведущих писателей послевоенной литературы, известен как мастер короткого рассказа. После учебы в США он активно занимался эссеистикой. Также являлся членом Японской академии искусств и литературы

  • Обсудим полные юмора и лирических мотивов произведения писателя, в которых он сумел запечатлеть мельчайшие движения человеческой души
  • Рассмотрим то, чем выделялся Ясуока Сётаро и какое место занимал в поколении так называемых «третьих новых»
  • Узнаем, почему его называли писателем-странником и как он использовал в своём творчестве ватакуси-сёсэцу, эго-беллетристический жанр
  • Разберём работу Е. А. Прасола «Дискуссионные проблемы изучения японской постмодернистской культуры», в которой он рассматривает особенности современной японской словесности и комментирует её поворот к традициям «лёгкой» прозы
  • Поговорим о чертах «лёгкой» прозы, о её внимании к деталям, повседневности, отходе от сложных тем смысла жизни и обращении к персональным переживаниям
(яп. よしもとばなな, настоящее имя – Махоко Ёсимото, яп. 吉本真秀子) родилась в 1964 году в Токио в семье поэта и философа Ёсимото Такааки (яп.吉本隆明).

  • Обсудим псевдоним писательницы «Банана». Говорят, что он символизирует её связь с художественной традицией Мацуо Басё, чей поэтический псевдоним – Басё (яп.芭蕉) –переводится как «банановое дерево»
  • Рассмотрим работы писательницы, которые отличает метафоричность и выразительность образов, метод магического реализма, который подразумевает умелое сочетание обыденного и феноменального
  • Узнаем к каким темам наиболее часто обращалась писательница, в чём «целительное» свойство её прозы
(1 апреля 1958 г.) дебютировала как писательница в 1980 году, будучи студенткой университета Отяномидзу.

  • Обсудим творческое становление писательницы, ризомообразную структуру построения её произведений
  • Изучим характерный для её романов «магический реализм», который порой называют гротескным
  • Рассмотрим её необычных героев, бродящих на пограничье реальности и потустороннего мира
(30 марта 1962 г. ) – писательница из префектуры Окаяма, родилась в 1962 году, окончила литературный факультет университета Васэда.

  • Обсудим то, почему дебютное произведение Огава «Календарь беременности» вызвал противоречивую реакцию среди членов жюри Акутагава
  • Изучим её стиль повествования, который необъяснимым образом притягателен и вместе с тем, способен передавать глубочайшие патологии человеческого сознания
  • Узнаем, чем её произведения похожи на французские художественные фильмы
Родилась в Осаке в 1976 году, дебютировала в 2007 году с сочинением "Ватакуси рицу ин ха, мата ва сэкай" (яп. 『わたくし率 イン 歯ー、または世界』приблизительный перевод "Процентное содержание моего «я» в зубах, и мир") которое вошло в шорт-лист 137-й премии Акутагавы и получило поощрительную премию Цубоути Сёё (яп. 坪内逍遙大賞奨励賞).

  • Рассмотрим, какие культурные и экономические механизмы проблематизирует Каваками в своём творчестве, как она подходит в своих произведениях проблемам к репродукции, идеалов красоты и материнства
  • Обсудим свойственное ей глубокое погружение в такие темы, как телесность женщины, а также метафизическую проблематику
  • Изучим ритмичный и поэтичный стиль письма Каваками, изящное использование осакского диалекта
  • Обсудим процессы интернационализации японской литературы, размытие жанров, направлений и изменение литературного дискурса в современном мире
  • Обратимся к статьям Нумано Мицуёси, японского русиста и его мыслях по поводу происходящих в современной японской литературе сдвигах
  • Узнаем, какое ныне место занимает японская литература в контексте мировой
(12 января 1949 г. ) – японский романист, переводчик американской литературы и эссеист. Родился в Киото, вырос в префектуре Хёго

  • Обсудим его дебют в литературном мире в 1979 г. с книгой «Слушай песню ветра», получившей премию Гундзо для новых писателей
  • Рассмотрим отличительные особенности творчества, мотивы городской жизни, джаза и фантастической повседневности
  • Поговорим о видении Мураками творчества и его жизни в Америке
  • Порассуждаем, почему писатель никогда не получит премию Акутагава в своей родной стране и кто его конкурент среди японских писателей в получении Нобелевской премии по литературе
(23 марта 1960 г.), окончила университет Васэда, отделение русской литературы, аспирантуру Гамбургского университета, аспирантуру Цюрихского университета по немецкой литературе

  • Обсудим отличительные особенности работ, которые полны любопытного исследования возможностей языка и уникальных интерпретаций слов
  • Рассмотрим «двуязычие» писательницы и как это отразилось на её творчестве
  • Поговорим о «пограничности» её фантазии и «безграничности» методов изображения
  • Изучим «интернациональность» образов Тавада и её близость к русской литературе
(8 ноября 1954 г.) – британский романист и сценарист, лауреат Букеровской премии в 1989 г. и Нобелевской премии по литературе 2017 г. Родился в Нагасаки, в 1960 году эмигрировал в Великобританию

  • Обсудим путешествие по США и Канаде по окончании школы, во время которого Исигуро хотел стать музыкантом, а не писателем
  • Поговорим о дебюте в литературном мире с тремя рассказами, которые были включены в сборник Introduction 7: Stories by New Writers
  • Рассмотрим его награды: в 1995 г. Орден Британской империи, в 1998 г. французский Орден искусств и литературы, в 2018 г. японский Орденом восходящего солнца; в 2008 г. вошел в список «50 самых значимых писателей английской литературы с 1945 г.» по версии The Times
  • Изучим характерные черты произведений Исигуро: создание персонажей, погружённых в ощущение «дискомфорта» и «пустоты» настоящего и зачастую ищущими спасения в прошлом
  • Обсудим литературу Японии после фукусимской трагедии
  • Рассмотрим писателей, то, как Хироми Каваками, Тавада Ёко и Такахаси Гэнъитиро и многие другие писатели откликнулись на события в Фукусима
  • Изучим социально-политические дебаты, приобретшие обострённость в связи с катастрофой. Узнаем, какое индивидуально-авторское выражение они получили, что Фукусима значила для литературы
Курс «Японская поэзия древности и средневековья»
11 лекций
Лектор: Долин Александр Аркадьевич
Кратко о курсе

✔ Основы японской поэзии: эстетику, неизменный силлабический метр и минорную тональность, отражающую связь человека с мирозданием

✔ Значение и особенности первых великих антологий: «Манъёсю» (рождение "японской песни") и императорской «Кокинвакасю»

✔ Ключевые поэтические приемы и эстетические концепции, такие как интерактивная поэзия, нюансировка темы и "сокровенный смысл" (югэн)

Творчество великих поэтов разных эпох (от Хитомаро до Тэйка и Сайгё) и их вклад в развитие японской лирики

✔ Эволюцию поэтических жанров и форм, включая танка, вака и уникальный жанр "повести со стихами" (ута-моногатари)

✔ Роль литературного контекста, влияние китайской поэзии и культурные особенности эпох Хэйан и средневековья

✔ Почему японская поэзия сохраняла свой канон и уникальный метр на протяжении более 1500 лет, и как она стала сакральной традицией
На лекции вы узнаете
✔ почему японской лирике свойственна минорная тональность
✔ как осмысливается связь человека и мироздания
✔ для чего необходим литературный контекст
✔ что такое интерактивная поэзия

Поговорим
✔ о формировании канона «японской песни»
✔ о роли и месте поэта в единой Традиции
✔ о важности китайской лирики для японских авторов
✔ о «вечных» темах лирики
✔ о ключевых жанрах и их эволюции
✔ о неизменном поэтическом метре, пережившем века
✔ о том, что такое нюансировка темы

Неожиданные факты
  • размер силлабического японского стиха (чередование слогов в интонационных группах 5-7-5) не менялся на протяжении 1500 лет
  • любовная лирика танка, пережившая расцвет в период раннего и зрелого средневековья, совершенно не пользовалась популярностью у поэтов эпохи Эдо (17 – начало 19 вв.)
Лекция 2. Рождение «японской песни»
Лекция 1. Основы традиционной японской эстетики и поэтики
Лекция 3. Собрание старых и новых песен Японии
Лекция 4. От поэтики «очарования всего сущего» к югэн
Лекция 5. Самурайский эпос
Лекция 6. Нанизанные строфы – игра по строгим правилам
Лекция 7. Поэзия дзэнских мастеров и наставников
Лекция 8. Префектура Хёго: замок Химэдзи и город Кобэ
Лекция 9. Пришествие старца Басё и революция хайку
Лекция 10. Свет и тени поздней поэзии хайку
Лекция 11. Канси и танка позднего периода Эдо
На лекции вы узнаете
✔ как зародился замысел всеобъемлющей антологии в 8 в.
✔ чем отличается первая антология японской поэзии от всех последующих
✔ как оформилась сложная композиция книги
✔ в каком порядке располагались стихи авторов
✔ какую роль играла фольклорная лирика в становлении традиции

Поговорим
✔ об особенностях творчества великих поэтов «Манъёсю»: Какиномото-но Хитомаро,
Ямабэ-но Акахито и др.
о поэтических приёмах, которые прочно закрепились в поэзии танка
✔ о формировании «поэтической географии» Японии

Неожианные факты
  • антология служила образцом для подражания и источником вдохновения на протяжении 13-ти веков
  • хотя в средние века многие ученые писали пространные комментарии к «Манъёсю», больше всего фундаментальных литературоведческих работ о ней было написано в 20 в.
На лекции вы узнаете
✔ какое место занимали императорские антологии в японской литературе
✔ как родился жанр «повести со стихами»
✔ какими были правила поэтики вака
✔ о «тридцати шести бессмертных стихотворцах» и плеяде поэтесс 10-11 вв.
о поэтическом кружке при дворе императора Го-Тоба
✔ о культовом сборнике «Сто стихотворений ста поэтов»

Поговорим
✔ о творчестве Фудзивара Сюндзэй и поэтике «сокровенного смысла» (югэн)
✔ о долгой жизни и чарующей поэзии Фудзивара-но Тэйка
✔ о создании великой антологии «Новая Кокинсю», объединившей таких выдающихся авторов стиля югэн, как иноки Тэйка, Дзиэн и Дзякурэн.
✔ о музе дальних странствий лучшего поэта средневековья – нока Сайгё

Неожиданные факты
  • за время жизни основных поэтов стиля югэн в Японии сменился социальный строй: оттеснив родовую аристократию, к власти пришло самурайство.
  • выдающиеся поэтессы Мурасаки Сикибу и Акадзомэ Эмон были также авторами крупнейших памятников хэйанской прозы
  • поэзия Сайгё в дальнейшем трактовалась как квинтэссенция дзэнского миросозерцания, хотя сам Сайгё принадлежал к секте эзотерического буддизма Сингон
На лекции вы узнаете
✔ чем прославилась культура эпохи Хэйан
✔ какая роль отводилась китайской поэзии в японской литературе
✔ как возник замысел первой императорской антологии и как он воплотился в жизнь
✔ как проводились поэтические турниры
✔ чем отличалась куртуазная лирика от предшествовавшей поэзии вака
✔ какие жанры, формы и тематические разделы вошли в «Кокинвакасю» (собрание старых и новых песен Японии)

Поговорим
✔ о характерных отличиях творчества крупнейших авторов «Кокинвакасю»: Ки-но Цураюки, Отомо-но Куронуси, БунъяЯсухидэ и др.
✔ о ставших легендой стихотворцах Аривара-но Нарихира и Оно-но Комати
✔ об изощренных поэтических приемах
✔ о создании поэтических циклов по принципу музыкальной сюиты
✔ о роли Предисловия Цураюки в становлении поэтики

Неожиданные факты
  • составитель антологии Ки-но Цураюки, выделив из числа японских поэтов недавнего прошлого «шестерых бессмертных», жестоко критиковал каждого из них
  • комментарии к «Кокинвакасю» ценились на вес золота, а в 16 в. полководец приказал снять осаду с замка, где хранился комментаторский канон, чтобы его сберечь
  • более 1000 лет «Кокинвакасю» соперничала с «Манъёсю» за право называться главной сакральной антологией Японии
На лекции вы узнаете
✔ о «японских сагах» - героических эпопеях гунки и их поэтической составляющей
✔ о роли поэзии в жизни самураев
✔ об аллюзиях из китайской классики
✔ о великой гражданской войне конца 12 в. и ее героях в «Повести о доме Тайра»

Поговорим
✔ о древних преданиях
✔ об устной и письменной традициях героических сказаний
✔ об эпизодах из гунки в театре Но
о слепых сказителях с лютней-бива
✔ о складывании кодекса чести самурая

Неизвестные факты
  • все основные герои самурайских сказаний – реальные исторические персонажи
  • гунки содержат панорамную картину быта и нравов средневековой Японии
  • свиток классических иллюстраций к «Повести о доме Тайра» детально воспроизводит ключевые эпизоды текста
  • главы из повести о доме Тайра» послужили основой для десятков баллад, повестей, пьес Кабуки и Бунраку, а также позднейших экранизаций
На лекции вы узнаете
✔ о китайских прототипах жанра рэнга
✔ о мастерах миниатюрных «малых рэнга»
✔ о поэтике коллективных «нанизанных строф»
✔ форматы и разновидности рэнга
о серьезных и несерьезных «нанизанных строфах»

Поговорим
✔ о предписаниях поэтики Нидзё Ёсимото
✔ о сложных ассоциативных связях
✔ о правилах чередования и последовательности образов
✔ о судьбе жанра

Неожиданные факты
  • длиннейшие «нанизанные строфы» произошли от краткостиший танка
  • сеансы сочинения коллективных рэнга продолжались иногда в течение всего дня
  • сохранились сотни сборников и антологий рэнга 14-17 вв.
уже к 18 в. жанр рэнга полностью исчез из обращения, и к наследию рэнга сегодня обращаются только отдельные специалисты-филологи
На лекции вы узнаете
✔ почему философия Дзэн-буддизма стала питательной почвой для развития искусств
✔ чем различались основные школы Дзэн в Японии
✔ почему изучение Дзэн требовало поэтических откровений и наставлений
✔ как повлияла на развитие духовной поэзии личность патриарха Догэна
✔ почему дзэнские мастера сочетали поэзию на японском и на китайском
✔ что такое Литература Пяти монастырей и как она связана с поэзией

Поговорим
✔ о философской лирике Мусо Сосэки
✔ о канси, воспитанных на китайской традиции Кокана Сирэн, Сэссона Юбай, Дзякусицу Гэнко и других монахов-подвижников
✔ о вольнодумных стихах философа и дзэнского эксцентрика ИккюСодзюна

Неожиданные факты
  • многие проповеди дзэнских наставников записаны в стихах-канси
  • оригинальный жанр дзэнских пятистиший дока высмеивал основные догмы буддизма
  • традиции дзэнской поэзии оказали сильнейшее влияние на всю японскую литературу
На лекции вы узнаете
✔ почему эпоху Эдо (1603-1868) называют японской эпохой ренессанса
✔ почему печальное понятие «бренный мир» в карнавальной культуре изменило значение и стало символом гедонистической философии жизни
✔ почему поэтическая классика стала источником юмористических жанров в эпоху Эдо
✔ почему «шальные песни кёка» стали массовым поветрием
✔ почему остроумные трехстишия сэнрю так ценились в среде интеллектуалов
✔ почему «веселые кварталы» стали прибежищем поэтов и художников
✔ как «шальные стихи» на китайском (кёси) стали юмористической энциклопедией городской жизни
✔ чем отличались песни гейш коута от профессиональной поэзии

Поговорим
✔ об особенностях карнавальной культуры
о причудах и фантазиях поэтов-пересмешников
✔ о щемящем лиризме народных песен и баллад
✔ о связи поэзии с живописью и другими видами искусств

Неожиданные факты
  • создатели шуточных стихов воспринимали свою работу серьезно и читали лекции о сочинении кёка, сэнрю и кёси
  • девушки легкого поведения в «веселых кварталах» были прекрасно образованы и свободно ориентировались в классической поэзии
  • первым составителем сборника песенок-коута стал монах Рютацу.
На лекции вы узнаете
✔ как зародился жанр хайку и какие традиции унаследовал
✔ что ценилось превыше всего в ранней поэзии хайку
✔ у кого и чему учился Басё
✔ чем философская лирика Басё пленила современников
✔ почему Басё лучшие свои произведения написал в странствиях по Японии

Поговорим
✔ о том, какой смысл вкладывал Басё в категории своей поэтики: великое в малом, вечное в текущем, легкость, прозрачность и др.
✔ о соотношении хайку Басё с поэтической прозой хайбун
✔ об участии Басё в коллективных антологиях
✔ об интерпретации творчества Басё его учениками

Неожиданные факты
  • псевдоним Басё (банан) поэт взял в честь бананового дерева, посаженного им возле хижины
  • в Новое время Басё был обожествлен, он стал культовым божеством секты Летящих звуков
  • хотя Басё при жизни был очень популярен, в 18 в. его школа надолго утратила влияние в литературном мире, но потом возродилась
На лекции вы узнаете
✔ кто такие «десять мудрецов», считающиеся прямыми учениками Басё
✔ какие сочинения учеников донесли до нас заветы Учителя
✔ почему такой известностью пользовались хайку бонвивана Такараи Кикаку
✔ к какой «искренности» призывал Уэдзима Оницура
✔ что такое хайку «городского стиля» и «деревенского стиля»
✔ чем отличались хайку монахини Кага-но Тиё
✔ почему стиль хайку Бусона называют романтическим
✔ кто входил в блестящую плеяду мастеров хайку второй половины 18 в.
✔ почему грубоватый примитивизм Исса не шокировал его читателей

Поговорим
о сезонном делении поэзии хайку и дзэнском мировосприятии поэта
✔ о канонической тематике хаку и попытках освободиться от канона
✔ о грани между хайку и юмористическими сэнрю
✔ о связи хайку с лапидарной живописью хайга
✔ о массовом увлечении хайку и элитарности традиции

Неизвестные факты
  • в конце 18 в. несколько сотен поэтов отправились в путешествие «по тропам Басё»
  • Великий поэт нового времени Масаока Сики упорно доказывал превосходство Бусона над Басё, но ничего не добился
  • любимыми литературными героями Кобаяси Исса были мухи, блохи, комары, черви, а также лягушки, жабы, мыши и крысы.
На лекции вы узнаете
✔ о жизни и увлечениях творческой богемы бундзин
✔ о творчестве выдающихся поэтов канси, предпочитавших стихи на китайском
✔ о роли китайской поэтической классики в становлении позднесредневековой японской литературы
✔ о филологах, видевших в песне-вака душу Японии
✔ о законодателях поэтической моды в кругах эдоской элиты
о наивных и мудрых виршах горных отшельников

Поговорим
✔ о ключевых направлениях эдоской поэзии канси в стихах Исикава Дзёдзана, Гиона Нанкай, Рай Санъё и их современников
✔ о роли канси в общественной жизни страны
✔ о поэтике лучших лириков Отечественной школы кокугаку Мотоори Норинага и Камо Мабути
о феномене гениального поэта и дзэнского эксцентрика Инока Рёкана

Неожиданные факты
  • поэзия канси, всегда составлявшая неотъемлемую часть поэтической традиции в билингвистической Японии, в 20 в. пришла в упадок и сегодня недоступна широким массам читателей
  • Танка татибана Акэми положили начало упрощенной бытовой поэзии вака
  • Инок Рёкан в период своего отшельничества регулярно навещал окрестные деревни, чтобы поиграть с детьми
тарифы
22 лекции
Доступ 6 месяцев
5390
р/мес
Модуль 1. Литература древности и первые письменные памятники
1. По горам, равнинам и рекам, или как описать Японию
2. Боги, герои, правители. Долгий путь японской мифологии
3. Весной – дымка тумана, осенью – луна и гуси
4. Все в стихах – оды, плачи, древние легенды и предания

Модуль 2. Литература раннего средневековья
5. Прародительница всех моногатари
6. Известный кавалер древности, или судьба как песня
7. Когда душа плачет от одиночества
8. Как рождалась страсть к путешествию
9. Раньше – опавшие листья, теперь – парча

Модуль 3. Литература средневековья
10. От устного сказа - к литературе, от литературы - … опять к устному сказу?
11. Воды реки… уходящие воды…
12. На помосте среди рисовых полей
13. Японская поэзия: новый взлет, новые гении

Модуль 4. Литература Нового времени
14. Певец нового города
15. Такая разная поэзия трехстиший
16. Хотите узнать новости - сходите в Кабуки
17. Народный юмор. Так при чем тут литература?
18. Беллетристика?.. Да! Беллетристика!

Модуль 5. Литература Новейшего времени
19. Переосмысление. Литература замерла в ожидании
20. На фотографии Лев Толстой и… Токутоми Рока
21. Эмиль Золя, Иван Тургенев и «Америка-моногатари
22. Красотой Японии рожденный
1. Основы традиционной японской эстетики и поэтики
2. Рождение «японской песни»
3. Собрание старых и новых песен Японии
4. От поэтики «очарования всего сущего» к югэн
5. Самурайский эпос
6. Нанизанные строфы – игра по строгим правилам
7. Поэзия дзэнских мастеров и наставников
8. Эпоха Эдо – поэтика бренного мира
9. Пришествие старца Басё и революция хайку
10. Свет и тени поздней поэзии хайку
11. Канси и танка позднего периода Эд
Курс «Японская литература от древности до Новейшего времени»
Курс «Японская литература»
53 лекции
Доступ 12 месяцев
32 340
руб.
10 203
р/мес
Японская литература
Курс «Японская литература от древности до Новейшего времени»
Курс «Японская литература»
Курс «Японская поэзия древности и средневековья»
61 215
руб.
42 лекции
46 200 руб.
88 200 руб.
111 300 руб.
Доступ 9 месяцев
в течение 48 часов
в течение 48 часов
в течение 48 часов
57 330
руб.
р/мес
от
от
от
9555
Всё о японской литературе

Курс «Японская литература от древности до Новейшего времени»
Модуль 1. Японская литература
в послевоенную эпоху
1. Нома Хироси
2. Хания Ютака
3. Сиина Риндзо
4. Послевоенные писатели о войне:
Оока Сёхэй, Хотта Ёсиэ
5. Мисима Юкио
6. Абэ Кобо
7. Оэ Кэндзабуро
8. Ёсиюки Дзюнноскэ
9. Эндо Сюсаку
10. Ясуока Сётаро

Модуль 2. Современная Япония
и её литература
11. Современность и Япония. Введение
12. Ёсимото Банана
13. Каваками Хироми
14. Огава Ёко
15. Цусима Юко
16. Мицуёси Нумано
17. Мураками Харуки
18. Тавада Ёко
19. Исигуро Кадзуо
20. Фукусима-бунгаку
Всё о японской литературе и поэзии
Авторы курсов
Садокова Анастасия Рюриковна
Известный специалист в области японской культуры, автор почти 200 научных и научно-популярных работ по Японии. Доктор филологических наук, Профессор кафедры японской филологии МГУ.
Палагина Александра Викторовна
Филолог-японист, окончила ИСАА МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности японская филология
Долин Александр
Аркадьевич
Востоковед-культуролог, писатель, поэт, переводчик классической и современной японской поэзии и прозы. Член Московской организации Союза российских писателей, член Российского ПЕН клуба и ряда международных научных обществ, член правления Всеяпонского Научно-исследовательского Института национальной литературы.
Оплачивайте по частям
Выберите тариф и оформите покупку

Мы разделим сумму на 4 равные части и составим график платежей

Первый платёж спишем сейчас, а остальные ー по графику 1/4 оплаты раз в две недели
Разделите оплату на 4 части, а доступ к курсу получите в день первой оплаты.
Рассрочка без %
Это не кредит и не рассрочка, оплата частями не влияет на кредитную историю.
Здесь требуется минимальное количество ваших персональных данных.
Подходит только для РФ.
Сервисы «Подели» и «Долями»
Разделите оплату на минимальные платежи ー воспользуйтесь рассрочкой от банков-партнеров.
Проценты по рассрочке мы платим за вас!
Вы оформляете заказ: выбираете сервис и заполняете в нём заявку на рассрочку на 3, 6 или 12 месяцев

После одобрения заявки вы получаете доступ к курсу в письме на вашу почту и смотрите лекции

Дальнейшие расчёты вы производите с банком самостоятельно
ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ
Не нашли подходящий курс для себя?
Подберите программу обучения за 1 минуту
© 2025 Дарья Миночкина— Все права защищены.