Лекция 1. Поклонение синтоистским богам – истоки японского сада?- В основе исконной японской религии синтоизм лежит идея обожествления природы и поклонения ей
- Камни, водопады, острова на озере – все они живут и дышат
- А еще есть множество богов, которых и сегодня японцы материализуют в виде камня, вертикального или плоского
- А старое дерево, доминирующее в ландшафте, непременно понимается как бог
Не от этих ли таких древних анимистических представлений ведет свою историю японский сад? Может показаться странным, ведь мы привыкли к японскому саду как буддийскому… Давайте разбираться!
Лекция 2. Как приятно гулять по саду. Даже в двенадцати кимоно- Прекрасное время аристократической культуры эпохи Хэйан великолепно во всем! Галантные кавалеры, красивые дамы, чудесная поэзия…
- А как приятно любоваться первым снегом или сливой, хризантемами или луной!
- А как замечательно неторопливо пройтись по саду, перейти через мостик и почувствовать себя далеко-далеко, в неведомых и волшебных странах, полюбоваться на цветы, о которых сложено так много печальных строк и которые сами рождают желание сложить стихотворение…
Поговорим об уникальных садах раннего средневековья, эпохи Хэйан. От них, увы, почти ничего не осталось, Но то немногое, что можно увидеть, вполне даст представление об эпохе японского прогулочного сада. И, может быть, на мгновение мы даже почувствуем себя хэйанскими аристократами…
Лекция 3. То ли на свиток смотришь, то ли на сад…- С самурайской эпохой и распространением дзэн-буддизма в японской культуре появляются новые понятия: медитация, бренность, мимолетность жизни, созерцание…
- О них рассуждают буддийские монахи, слагают свои печальные и философские стихи поэты…
- Но глубоко прочувствовать глубину бренности и мимолетности поможет именно сад. На него можно смотреть бесконечно. Просто смотреть! Как на черно-белую картину на свитке. Те же мини-пейзажи… Те же линии и тени…
Отчего так? Попробуем разобраться. Вдруг тогда
начнут открываться истины,
придут ответы на сложные вопросы. Сады буддийских монастырей - важная и сложная страница истории японского сада. А еще неожиданная и необычная.
Лекция 4. Камни японского сада: как вести беседу молча- Нередко в сознании людей японский сад ассоциируется в садом камней храма Рёандзи. Это уникальный сад, о котором мы обязательно поговорим
- Но ведь это не единственный сад камней… Их много, и у каждого своя идея и концепция. И каждый из них хочет рассказать свою историю и замысел мастера, помочь сделать правильный выбор, познать самого себя
- Камень живой и очень многое может рассказать, исстари считали японцы. С камнями-богами можно поговорить на перевале, а каменные изваяния в японской народной культуре только и делают, что оживают…
Но дзэнские сады камней - это вершина красноречия камня. Давайте их послушаем!
Лекции 5-6. Великие сады дзэнских монастырей- Создать сад - истинное искусство, почувствовать сад - не меньшее искусство
- Великие мастера создали сады так, что и столетия спустя люди приходят и замирают, погружаясь в бесконечность бытия
- Мы совершим прогулку по самым известным садам буддийских храмов.
- Большая их часть бережно сохраняется в Киото. Ведь часто все запоминают храм, но не всегда могут рассказать о его саде. А зачастую именно сад является не менее значимым шедевром
Золотой павильон, Серебряный павильон и многие другие великие японские достопримечательности покажут нам, как меняется дзэнский сад и какие идеи он начинает проповедовать.
Лекция 7. В чайной церемонии дело вовсе не в чае…- Дзэнский сад как созерцание, отрешение от реальности… А чайный сад? Как познание себя
- Сад становится важной составляющей чайной церемонии. Может быть, даже одной из самых главных. Сад как предчувствие, как ожидание…
Чтобы понять смысл церемонии, надо пройти по саду. Правильно пройти, удерживая и замедляя время. Попытаемся сделать это вместе!
Лекция 8. Сад как сигнал: я богат!- Сады эпохи Эдо - это величие и гимн красоте. Это снова усадебные сады
- По затейливому устройству и величине сада можно судить о достатке владельца. Сад как бы дает сигнал окружающим: мой хозяин богат!
- И снова вспомнили о том, что в саду должно быть много цветов, все должно поражать красками и изобилием
Этих великолепных садов сохранилось немало и мы их обязательно посетим.
Лекция 9. И снова прогулка по саду. Столетия спустя- Наиболее известными являются раннесредневековые дзэнские японские сады. Но не менее прекрасны и сады эпохи Эдо, в которые мы и отправимся
- В них соединилось то, что, казалось бы, и соединить нельзя: забытая хэйанская возможность прогуляться по саду и дзэнская идея созерцания и познания себя
Возможно ли такое? Возможно, если правильно выбрать ракурс и уголок сада.
Лекция 10. Еще сад или уже парк?- Трудно представить в контексте классической японской культуры понятие «садово-парковое искусство»
- С большими европейскими парками как таковыми японцы познакомятся только после Мэйдзи и будут очень удивлены.
- Хотя в и собственной истории были и прогулочные сады, и даже сады-парки. Притом даже парковые дворцовые ансамбли
Так что и мы может оправиться в японский позднесредневековый… парк!
Лекция 11. Мечта каждого японца: дом с садом- Иметь собственный сад - это на протяжении веков мечта для каждого простого японца, но долго иметь его было просто нельзя
- Пока эстеты и интеллектуалы бундзин не попытаются весьма успешно переломить ситуацию. А за ними устраивать садики около дома начнут и простые горожане
- Так возникнет сегодня уже устойчивое представление о японской мечте: иметь собственный дом с садиком.
Дизайнерских находок много. Узнаем, зачем японцам сад и почему это мечта?
Лекция 12. Какой он, сад из окна нашего офиса?- Около библиотеки есть сад, и около бассейна, и около муниципалитета - тоже
- Зачем? Ведь люди приходят в библиотеку или в бассейн не для того, чтобы смотреть на сад…
- Сад как настрой, как коммуникация, как разрядка в сложных переговорах, как перезагрузка в неприятном разговоре…
Давайте посмотрим, какой он,
современный японский сад, что он взял из прошлого, и можно ли что-то заменить в нем новыми материалами и технологиями?