онлайн-школа дарьи мойнич
3 модуля из 43 лекций
日本
Погрузитесь в мир японской керамики, металла и резьбы по дереву, познакомитесь с разными школами живописи и их шедеврами и рассмотрите кимоно, как предмет искусства и национального достояния
Искусство Японии: живопись, гравюра, материалы


Курс подойдет:
Любителям японской и восточной культуры
Поймете японские художественные традиции, научитесь считывать символы, сюжеты и скрытые смыслы, узнаете школы, техники и эпохи по визуальным признакам.


Художникам, дизайнерам, иллюстраторам, графикам
Вдохновитесь неисчерпаемым источником визуальных решений – от композиций и цветовых кодов до декоративных приемов, которые можно применять в собственных проектах.
Коллекционерам, любителям антиквариата и тем, кто интересуется кимоно
Узнаете материалы, техники, художественные школы, сюжеты, что поможет отличать ценное от реплики и формировать тонкий художественный вкус.
Исследователям, студентам гуманитарных специальностей и музейным работникам
Получите глубокий академический базис, исторический контекст, знание художественных школ, жанров и терминов, чтобы профессионально анализировать произведения искусства.
Подробнее о лекции
На курсе:
  • Проследите развитие художественных традиций от древности до эпохи модерна: керамика, лаковое искусство, металл, дерево, текстиль, живопись и гравюра.

  • Увидите взаимосвязь разных видов искусства: как живопись переходила на ткань, как гравюра влияла на моду, как сюжеты кочевали между жанрами.

  • Научитесь читать произведения искусства и понимать, что означают детали и композиции.

  • Расширите общий кругозор и увидите, как традиции Японии влияют на современную мировую культуру.
Программа курса:
5 лекций

Что вас ждёт:
  • Познакомимся с разнообразной и изысканной японской керамикой – предметами для чайной церемонии, пластикой и декоративными изделиями разных центров.

  • Изучим японские лаки уруси, и их изысканный декор росписью и рельефом, напылением золота, инкрустацией металлами и природными материалами.

  • Узнаем о художественном металле, резьбе по дереву и плетению из бамбука.

  • Рассмотрим художественный текстиль – великолепные ткани парадных кимоно и театральных костюмов.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЯПОНИИ: КРАСОТА МАТЕРИАЛОВ И СОВЕРШЕНСТВО ТЕХНОЛОГИЙ
Лектор: Егорова Анна Алексеевна
Характер продукции разных мастерских определялся не только потребностями в том или ином виде керамики, но особенностями местных глин и близостью континента, с которого многие технологические новшества приходили в Японию.
В XVII веке именно благодаря корейскому и китайскому влиянию в Японии начинают производить фарфор.
На лекции мы рассмотрим основные виды японской керамики и фарфора, поговорим о самых выдающихся мастерах и их наследии.
Лекция 2. Японские лаки
Лекция 1. Керамика и фарфор
Лекция 3. Художественный металл и предметы вооружения
Лекция 4. Дерево, бамбук, тростник
Лекция 5. Художественный текстиль
Появление лака (уруси) в Японии связано с китайским влиянием, но уже в эпоху Эдо японские лаки стали уникальным национальным художественным направлением.
Были разработаны собственные техники декора.
Был разработан специфический язык символов и образный строй искусства уруси, а области применения лаков в Японии стал чрезвычайно широк: от аксессуаров костюма до деталей монтировки оружия.
Особым видом работы с металлом в Японии была ковка знаменитых мечей нихонто и других видов холодного оружия.
Помимо боевых и сакральных качеств в мече высоко ценились так называемые «три красоты клинка», зависящие от мастерства кузнеца и полировщика.
А создание деталей монтировки (многочисленных украшений рукояти, ножен, гарды)развивало ювелирные техники работы с металлами и сплавами.
Резьба по дереву в Японии развивалась и как архитектурный декор, и как религиозная скульптура, и как ремесло, обеспечивающее все сословия предметами быта и украшения жилища.
В непритязательных материалах в полной мере выразилась национальная эстетика, в которой ценились функциональность, умеренность и скромность. Познакомимся с технологиями и памятниками деревянной резьбы, плетения из бамбука и тростника и с современными интерпретациями традиционного искусства.
Самым узнаваемым предметом японской текстильной традиции является кимоно: в женском парадном кимоно с широким поясом обиможно увидеть самые сложные техники ткачества, вышивки, аппликации, росписи.
Не менее сложны и интересны театральные костюмы Кабуки и Ногаку – также как и женский традиционный костюм, о котором поговорим на этой, последней лекции цикла.
Что вас ждёт:
  • Получите базовые знания о формировании и развитии японской живописной традиции

  • Сформируете представление о разнообразии японских живописных школ в их историческом ракурсе

  • Узнаете особенности каждой школы, изучите историю японской живописи и графики

  • Познакомитесь с золотым фондом японской живописи и гравюры

  • Узнаете о произведениях, которые имеют статус «Национальных сокровищ» и «Важных Культурных Объектов»

  • Проанализируем каждое произведение, и вы поймёте, почему они считаются хрестоматийными и знаковыми

  • Будем говорить не только о предметах искусства, но и об обыденной реальности, окружавшей художников, о сюжетах и героях их произведений
Курс «История японской живописи и гравюры»
24 лекция
Лектор: Бакина Наталья Александровна
  • Что такое «Национальное сокровище»? Каким объектам присваивается этот статус?
  • Какие принципы и идеи лежат в основе дальневосточной и японской художественной традиции?
  • Как синтоизм и буддизм влияют на японскую традицию?
  • Форматы японской живописи
  • Жанр. Техника. Прием
Лекция 2. Великолепие Хэйан: формирование живописных традиций
Лекция 1. Знакомство с японской художественной традицией
Лекция 3. Камакура: новое время – новые каноны
Лекция 4. Иконография произведений «Повесть о Гэндзи» и «Повесть об Исэ»

Лекция 5. Муромати: монохромная живопись суйбоку-га
Лекция 6. Сюжеты и тематика монохромной живописи Муромати: анализ произведений
Лекция 7. Дзэнская живопись
Лекция 8. Сюжеты и тематика дзэнской живописи: анализ произведений
Лекция 9. Адзути-Момояма: монументальная роскошь
Лекция 10. Сюжеты и тематика работ художников школы Тоса и школы Кано: анализ произведений
Лекция 11. Начало эпохи Эдо: развитие жанровой живописи
Лекция 13. Эдо: живопись ёфу-га – подражание западной традиции
Лекция 14. Эдо: школа Нанга (Бундзинга) и школа Маруяма-Сидзё
Лекция 15. Эдо: эксцентрики
Лекция 16. Эдо: художники направления укиё-э
Лекция 17. Эдо: жанр Бидзин-га
Лекция 18. Прием митатэ в художественном направлении укиё-э
Лекция 19. Появление и развитие гравюры
Лекция 20. Расцвет гравюры и лучшие серии жанра
Лекция 21. Пьесы театра Но в живописной традиции
Лекция 22. Жанр Ико-га – уникальный жанр японской живописной традиции
Лекция 23. Японизм: знакомство Запада с японской культурой
Лекция 24. Японизм: что западное искусство позаимствовало из японского
Лекция 12. Эдо: школа Римпа
  • Когда и как появилась светская живопись?
  • С чего начиналось формирование японской живописи ямато-э? Чем она отличалась от китайской живописи?
  • Многоцветие и монохром: что и почему определяло стиль эпохи? Насколько сильным было влияние Китая и Кореи? Почему у японцев появились свои каноны?
  • Что такое картины-повествования, картины-стихотворения и картины-дневники? Форматы, жанры, предметы и темы японской живописи Хэйан
  • Чем мужская живопись отличается от женской?
  • Как духи заказывали свитки?
  • Какие приемы помогали соединить пространство и время?
  • Какими были особенности портретной живописи и ее виды?
  • «Прекрасные» быки и «прекрасные» лошади – кто был достоин личного портрета?
  • Какие секреты хранили «секретные» свитки?
  • Почему знание японской классической литературы важно для понимания сюжетов японской живописи?
  • Как котики превращались в собачек?
  • Как классическая литература связана с изображениями жизни в «Веселых кварталах»?
  • Как растения и явления природы могут обозначать людей?
  • Что такое визуальные тропы и почему их важно видеть?
  • Истории любви сквозь века: как менялась иконография сюжетов
  • Как живопись суйбоку-га развивалась в Японии?
  • Каллиграфия – форма или содержание?
  • Какие приемы и техники используются в суйбоку-га?
  • Почему Сэссю Тойо (Тоё) называют японским Леонардо да Винчи?
  • Как проявляется эстетика ваби и осмысливается пустота в работах Хасэгава Тохаку?
  • Какие жанры пришли пришли в японскую живопись из китайской и как они изменились?
  • Что такое пейзаж в «западном» и «восточном» понимании?
  • Какие смыслы могут скрываться за простым изображением цветов и птиц?
  • Как научиться разгадывать ребусы, зашифрованные в изображениях?
  • Что такое «белые ширмы» и для чего они были нужны?
  • Веселые картинки из жизни животных – первая манга?
  • Почему дзэн-га, дзэнская живопись, выделяется в отдельную категорию?
  • Сэнгай Гибон и Хакуин Экаку: знакомимся с работами художников
  • Как лучшие мастера дзэн-га изображали круг и почему его изображение стало отдельным жанром?
  • Какие темы чаще всего можно встретить в дзэн-га? Разбираем сюжеты
  • Знакомимся с работами художников стиля дзэн. Какие темы, сюжеты, символика, легенды и истории нашли отражение в живописи данного направления
  • Метафоричность, символизм и аллюзии: что стоит за образами в дзэн-га?
  • Почему XVI век стал золотым веком интерьерной живописи дайга?
  • Что такое тотальный декор?
  • Как не запутаться в названиях японских, китайских и японо-китайских стилей?
  • Школа Кано и школа Тоса: в чем разница? Какие принципы и каноны определяли стиль школ?
  • Золотофонные ширмы: приемы, техники, мотивы и сюжеты
  • Знакомимся с работами художников школы Тоса и школы Кано. Какие темы, сюжеты, легенды и истории любили представители Тоса и Кано?
  • Как развивалась стилистика школы Тоса и школы Кано с течением времени?
  • Как развивалась живопись с наступлением мирной эпохи? Какие новшества появились?
  • Иерархия художников: разбираемся в «художественной» карте Японии
  • От «ширм-карт» к «ширмам-бытописаниям»: как происходил переход?
  • Иваса Матабэй – художник раннего укиё-э
  • Самые известные ширмы, представляющие жанровую живопись: обращаем внимание на детали
  • Что нового привнесли в искусство художники школы Римпа?
  • Какие черты и приемы характеризуют школу Римпа?
  • Тематические диалоги художников школы Римпа
  • Что такое «мотив отсутствия» и зачем он нужен?
  • Что такое «антагонизм» в композиции школы Римпа?
  • «Голландская живопись» по-японски: художники ранга
  • Портреты в европейской манере: Ватанабэ Кадзан и Сиба Кокан
  • В чем особенности живописи интеллектуалов: ученые-живописцы или живописцы-ученые?
  • Китайская живопись по-японски
  • Стихотворения-картины Ёса Бусона
  • Как примирить реализм и формализм: школа Сидзё
  • Принцип подражания природе: Маруяма Окё – художник, опередивший время
  • Ито Дзякутю: натурализм или психоделика?
  • В чем необычность миров, созданных Ито Дзякутю?
  • Сога Сёхаку: экспрессия и сюрреализм
  • Нагасава Росэцу: гротеск и ирония
  • Нео-нихонга – «самурайский панк»
  • Как развивалась жанровая живопись?
  • Что такое стилистика Камбун?
  • Живопись для горожан: с чего начиналась история укиё-э?
  • Хисикава Моронобу и жанр бидзин-га
  • Школы Кайгэцудо и Миягава: пин-ап эпохи Эдо
  • Знакомимся с иконографией изображения японских красавиц (и красавцев)
  • Разбираем самые распространенные тропы, сюжеты
  • Почему жанр бидзин-га был таким популярным?
  • В чем уникальность изображения японских красавиц?
  • Сравниваем японских и китайских красавиц
  • Что и с чем можно сравнить в японской художественной традиции?
  • Виды сравнений
  • Серии сравнений в гравюре
  • Прием уподобления как интеллектуальная игра и как способ обойти ценз
  • Когда и как появилась гравюра в Японии?
  • Книги с картинками: чем удивляли горожан издатели
  • От черно-белой до цветной: основные этапы развития гравюры
  • Судзуки Харунобу: непревзойденный лирик и романтик эпохи
  • Технология производства гравюры
  • Какие жанры были популярны в гравюре укиё-э?
  • Китагава Утамаро – певец женской красоты
  • Символизм и художественные приемы в японской гравюре
  • Кацусика Хокусай: энциклопедичность художественного подхода
  • Утагава Хиросигэ: новизна в подходе к пейзажу
  • Что такое любование кимоно?
  • Почему жанр назвали «Чей рукав?»
  • Почему жанр ико-га уникален для японской традиции?
  • Как появился и как развивался жанр ико-га?
  • Как Европа знакомилась с японским искусством?
  • Японизм в творчестве Эдуарда Мане, Клода Моне, Эдгара Дега, Винсента Ван Гога и других
  • Какие приемы и принципы пришли в западное искусство из японского?
  • Японизм и японщина. Что такое романтический японизм?
  • Что такое ложный японизм?
  • Японщина в быту: гейши и кимоно
  • Символика, орнаменты, мотивы
  • Японизм в европейском дизайне
  • Знакомимся с иконографией и сюжетами известных пьес театра Но
Что вас ждёт:
Кимоно, безусловно, стало символом японской культуры, а любовь к нему давно вышла за пределы этой страны. Но даже в 21 веке существуют ложные стереотипы об этой одежде.

  • разберемся во всем и рассмотрим кимоно сначала в рамках антропологии как утилитарную вещь материальной культуры, а затем переместимся в область духовного и поговорим о кимоно как о предмете искусства и национальном достоянии.

  • получите полное представление о японском костюме с тщательно подобранным визуальным рядом.
Курс «Кимоно и японский костюм»
14 лекций
Лектор: Бакина Наталья Александровна

  • Что изучают в школах кимоно?
  • Какие типы и виды кимоно существуют и по каким принципам мы их классифицируем?
  • Почему современная классификация часто не применима к антикварным кимоно?
  • Почему кимоно с едва заметным количеством черного цвета может называться «куро» - черным?
  • Что у японки под кимоно?
  • Сколько аксессуаров необходимо, чтобы правильно его надеть?
  • Куда носят кимоно в современной Японии?
Лекция 2 .«История кимоно: от Мэйдзи до современности»

Лекция 1. «Кимоно в современном мире: введение в предмет»
Часть 1. Кимоно
Часть 2. История японского костюма
Лекция 3. «Кимоно как формат и как предмет живописи»

Лекция 4. «Кимоно и художники»
Лекция 5. «Кимоно и художники»
Лекция 6. «Риторика и эстетика кимоно: художественные приемы и принципы»
Урок 7. «Риторика и эстетика кимоно: художественные приемы и принципы»
Лекция 1. Праздник крашения и ткачества: история забытого фестиваля в Киото
Лекция 2. От легендарного периода до «золотого»: заимствования и адаптация
(доисторический период, Кофун, Асука, Нара и ранний Хэйан)
Лекция 3. Аристократы и самураи: две эстетики – две традиции
(поздний Хэйан и Камакура)
Лекция 4. Войны, роскошь и экзотика
(Муромати и Адзути-Момояма)
Лекция 5. Модные горожане: от смелых дизайнов до запретов
(костюм первой половины периода Эдо)
Лекция 6. От старого к новому
(костюм второй половины Эдо и Мэйдзи)
Лекция 7. Демократизация и ре-демократизация: взлеты и падения кимоно культуры
(кимоно эпохи Тайсё, стандартизация 1960-ых гг., современная мода и стандарт)
  • Чем кимоно середины и конца 19 века отличается от современного?
  • Как происходил переход на европейскую одежду?
  • Что такое Тайсё Роман?
  • Как изменилось кимоно в 20 веке?
  • Что такое кицукэ и когда появились первые школы кимоно?
  • Как сложился современный стандарт кимоно?

  • Кимоно – это картина на шелке и предмет для любования.
  • Поговорим о связи кимоно и живописи и выясним, что же у них общего.
  • Рассмотрим кимоно как один из живописных форматов в японском искусстве, а потом посмотрим на него как на предмет живописи.
  • Увидим, как разные жанры японской живописи существуют на кимоно.
  • Мы поговорим о связи графики и кимоно, рассмотрев кимоно и японскую гравюру укиё-э.
  • Что такое сборники хинагата и какую роль в искусстве они играли?
  • Мы познакомимся с самыми знаменитыми кимоно, некоторые из которых имеют статус культурного достояния Японии.
  • Мы поговорим о самых известных живописных школах в эпоху Эдо: Римпа, Нанга, Маруяма-Сидзё.
  • Увидим кимоно, созданные художниками этих школ.
  • Узнаем, что такое «узоры Корин».
  • Какими способами кимоно вступает в общение?
  • Какие эстетические категории можно увидеть в кимоно-культуре?
  • Почему кадзари - это больше, чем просто декор?
  • Что такое ики и цуя? Отражение принципов сезонности и природности на кимоно.
  • Какие приемы используются художниками кимоно для транслирования смыслов?
  • На различных примерах мы рассмотрим и проанализируем многочисленные приемы, которые можно встретить на кимоно, но которые будут универсальными для всей японской традиции.
  • Кто стоял у истоков изучения японского костюма?
  • Почему Дзидай-мацури («Праздник Эпох») не устраивал мастеров крашения и ткачества и художников-реконструкторов и зачем был нужен еще один праздник?
  • Когда, зачем и как были созданы костюмы-реконструкции, фотографии которых встречал каждый, кто интересовался историей кимоно?
  • Что носил император Дзимму?
  • Как одевалась правительница Химико?
  • Костюм как часть государственных реформ.
  • Текстильные сокровища Сёсоин.
  • Формирование японской эстетики в костюме.
  • Придворная одежда периода Хэйан: как изменился ансамбль, доживший до наших дней?
  • Становление национальной цветовой культуры.
  • Камакура: отказ от лишнего, упрощение нужного, создание нового.
  • Вкусы двора Асикага – новое расточительство.
  • Костюмы театра Но и Кёгэн: насколько по ним можно судить о том, что носили в действительности?
  • Военный шик или как состязались в оригинальности.
  • Что появилось в японской одежде благодаря «южным варварам»?
  • Кто такие кабуки-моно?
  • Последователи Идзумо-но Окуни.
  • Появление и развитие городской моды.
  • Почему Гэнроку называют «золотым периодом» моды?
  • Когда оби стали широкими?
  • Кабуки и Веселые кварталы.
  • Чайные и мышиные оттенки.
  • Какие кимоно считали красивыми, а какие безвкусными?
  • Поздний Эдо: скука и отсутствие модных идей или действие новых реформ?
  • Как меняется японская мода при знакомстве с западной культурой?
  • Романтичный Тайсё: японский ар-нуво и ар-деко.
  • Ограничения военного времени.
  • Кимоно-школы и формализация кимоно.
  • Противодействие или дополнение: классический и свободный стили ношения кимоно.
Модуль 1 «Декоративно-прикладное искусство Японии: красота материалов и совершенство технологий»
модуль 2 «История японской живописи и гравюры»
от
модуль 3 «Кимоно и японский костюм»
Регистрация на курс
8 317
49 900
руб.
р/мес
Искусство Японии: живопись, гравюра, материалы

3 модуля из 43 лекций
5 лекций
в течение 48 часов
24 лекции
14 лекций
94 600 руб.
Доступ 12 месяцев
Авторы курсов
Бакина Наталья Александровна
Член Ассоциации искусствоведов России (АИС).
Независимый исследователь и коллекционер антикварных кимоно
Организатор выставочных проектов.
Автор лекционных курсов и статей, посвящённых искусству Японии.

Егорова Анна Алексеевна
Кандидат искусствоведения, заведующая Отделом искусства народов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании Государственного музея Востока
Автор научных каталогов выставок, статей и монографии, посвященных японской керамике


Оплачивайте по частям
Выберите тариф и оформите покупку

Мы разделим сумму на 4 равные части и составим график платежей

Первый платёж спишем сейчас, а остальные ー по графику 1/4 оплаты раз в две недели
Разделите оплату на 4 части, а доступ к курсу получите в день первой оплаты.
Рассрочка без %
Это не кредит и не рассрочка, оплата частями не влияет на кредитную историю.
Здесь требуется минимальное количество ваших персональных данных.
Подходит только для РФ.
Сервисы «Подели» и «Долями»
Разделите оплату на минимальные платежи ー воспользуйтесь рассрочкой от банков-партнеров.
Проценты по рассрочке мы платим за вас!
Вы оформляете заказ: выбираете сервис и заполняете в нём заявку на рассрочку на 3 или 6 месяцев

После одобрения заявки вы получаете доступ к курсу в письме на вашу почту и смотрите лекции

Дальнейшие расчёты вы производите с банком самостоятельно
ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ
© 2025 Дарья Миночкина— Все права защищены.