日本
История японской живописи и гравюры
Познакомитесь с золотым фондом японской живописи и гравюры и поймёте, почему эти произведения считаются хрестоматийными и знаковыми
Старт курса 23 мая
Онлайн-курс из 24-х лекций
Автор: Бакина Наталья Александровна

Кому будет интересно прослушать курс
Любителям японской культуры — тем, кто интересуется японскими традициями, искусством и образом жизни.

Художникам и дизайнерам — всем профессионалам, работающим в сфере искусства
Любителям искусства и восточной философии.

Коллекционерам восточного искусства курс поможет более глубоко понять культурный контекст и ценность таких предметов.


Путешественникам, интересующимся Японией — туристам, которые планируют поездку в Японию, курс даст возможность познакомиться с культурой и искусством Японии.

Преподавателям искусствоведения, востоковедения и культурологии — курс станет полезным материалом для преподавания и поможет расширить знания о японском искусстве.

Кратко о курсе
Что вас ждёт:
✔ Получите базовые знания о формировании и развитии японской живописной традиции

✔ Сформируете представление о разнообразии японских живописных школ в их историческом ракурсе

✔ Узнаете особенности каждой школы, изучите историю японской живописи и графики

✔ Познакомитесь с золотым фондом японской живописи и гравюры

✔ Узнаете о произведениях, которые имеют статус «Национальных сокровищ» и «Важных Культурных Объектов»

✔ Проанализируем каждое произведение, и вы поймёте, почему они считаются хрестоматийными и знаковыми

✔ Будем говорить не только о предметах искусства, но и об обыденной реальности, окружавшей художников, о сюжетах и героях их произведений
Лекция 1. Знакомство с японской художественной традицией

  • Что такое «Национальное сокровище»? Каким объектам присваивается этот статус?

  • Какие принципы и идеи лежат в основе дальневосточной и японской художественной традиции?

  • Как синтоизм и буддизм влияют на японскую традицию?

  • Форматы японской живописи

  • Жанр. Техника. Прием
  • Чем мужская живопись отличается от женской?

  • Как духи заказывали свитки?

  • Какие приемы помогали соединить пространство и время?

  • Какими были особенности портретной живописи и ее виды?

  • «Прекрасные» быки и «прекрасные» лошади – кто был достоин личного портрета?

  • Какие секреты хранили «секретные» свитки?
Лекция 2. Великолепие Хэйан: формирование живописных традиций
Лекция 3. Камакура: новое время – новые каноны
24 лекции
  • Когда и как появилась светская живопись?

  • С чего начиналось формирование японской живописи ямато-э? Чем она отличалась от китайской живописи?

  • Многоцветие и монохром: что и почему определяло стиль эпохи? Насколько сильным было влияние Китая и Кореи? Почему у японцев появились свои каноны?

  • Что такое картины-повествования, картины-стихотворения и картины-дневники? Форматы, жанры, предметы и темы японской живописи Хэйан
Программа курса
Лекция 4. Иконография произведений «Повесть о Гэндзи» и «Повесть об Исэ»
  • Почему знание японской классической литературы важно для понимания сюжетов японской живописи?

  • Как котики превращались в собачек?

  • Как классическая литература связана с изображениями жизни в «Веселых кварталах»?

  • Как растения и явления природы могут обозначать людей?

  • Что такое визуальные тропы и почему их важно видеть?

  • Истории любви сквозь века: как менялась иконография сюжетов
  • Какие жанры пришли пришли в японскую живопись из китайской и как они изменились?

  • Что такое пейзаж в «западном» и «восточном» понимании?

  • Какие смыслы могут скрываться за простым изображением цветов и птиц?

  • Как научиться разгадывать ребусы, зашифрованные в изображениях?

  • Что такое «белые ширмы» и для чего они были нужны?
Лекция 5. Муромати: монохромная живопись суйбоку-га

Лекция 6. Сюжеты и тематика монохромной живописи Муромати: анализ произведений
  • Как живопись суйбоку-га развивалась в Японии?

  • Каллиграфия – форма или содержание?

  • Какие приемы и техники используются в суйбоку-га?

  • Почему Сэссю Тойо (Тоё) называют японским Леонардо да Винчи?

  • Как проявляется эстетика ваби и осмысливается пустота в работах Хасэгава Тохаку?
Лекция 7. Дзэнская живопись
  • Веселые картинки из жизни животных – первая манга?

  • Почему дзэн-га, дзэнская живопись, выделяется в отдельную категорию?

  • Сэнгай Гибон и Хакуин Экаку: знакомимся с работами художников

  • Как лучшие мастера дзэн-га изображали круг и почему его изображение стало отдельным жанром?
Лекция 8. Сюжеты и тематика дзэнской живописи: анализ произведений
  • Какие темы чаще всего можно встретить в дзэн-га? Разбираем сюжеты

  • Знакомимся с работами художников стиля дзэн. Какие темы, сюжеты, символика, легенды и истории нашли отражение в живописи данного направления

  • Метафоричность, символизм и аллюзии: что стоит за образами в дзэн-га?
Лекция 9. Адзути-Момояма: монументальная роскошь
  • Почему XVI век стал золотым веком интерьерной живописи дайга?

  • Что такое тотальный декор?

  • Как не запутаться в названиях японских, китайских и японо-китайских стилей?

  • Школа Кано и школа Тоса: в чем разница? Какие принципы и каноны определяли стиль школ?
  • Как развивалась живопись с наступлением мирной эпохи? Какие новшества появились?

  • Иерархия художников: разбираемся в «художественной» карте Японии

  • От «ширм-карт» к «ширмам-бытописаниям»: как происходил переход?

  • Иваса Матабэй – художник раннего укиё-э

  • Самые известные ширмы, представляющие жанровую живопись: обращаем внимание на детали
Лекция 10. Сюжеты и тематика работ художников школы Тоса и школы Кано: анализ произведений
Лекция 11. Начало эпохи Эдо: развитие жанровой живописи
  • Золотофонные ширмы: приемы, техники, мотивы и сюжеты

  • Знакомимся с работами художников школы Тоса и школы Кано. Какие темы, сюжеты, легенды и истории любили представители Тоса и Кано?

  • Как развивалась стилистика школы Тоса и школы Кано с течением времени?
Лекция 12. Эдо: школа Римпа
  • Что нового привнесли в искусство художники школы Римпа?

  • Какие черты и приемы характеризуют школу Римпа?

  • Тематические диалоги художников школы Римпа

  • Что такое «мотив отсутствия» и зачем он нужен?

  • Что такое «антагонизм» в композиции школы Римпа?
  • В чем особенности живописи интеллектуалов: ученые-живописцы или живописцы-ученые?

  • Китайская живопись по-японски

  • Стихотворения-картины Ёса Бусона

  • Как примирить реализм и формализм: школа Сидзё

  • Принцип подражания природе: Маруяма Окё – художник, опередивший время
Лекция 13 Эдо: живопись ёфу-га – подражание западной традиции


Лекция 14. Эдо: школа Нанга (Бундзинга) и школа Маруяма-Сидзё

  • «Голландская живопись» по-японски: художники ранга

  • Портреты в европейской манере: Ватанабэ Кадзан и Сиба Кокан
Лекция 15. Эдо: эксцентрики
  • Ито Дзякутю: натурализм или психоделика?

  • В чем необычность миров, созданных Ито Дзякутю?

  • Сога Сёхаку: экспрессия и сюрреализм

  • Нагасава Росэцу: гротеск и ирония

  • Нео-нихонга – «самурайский панк»
  • Знакомимся с иконографией изображения японских красавиц (и красавцев)

  • Разбираем самые распространенные тропы, сюжеты

  • Почему жанр бидзин-га был таким популярным?

  • В чем уникальность изображения японских красавиц?

  • Сравниваем японских и китайских красавиц
Лекция 16. Эдо: художники направления укиё-э
Лекция 17. Эдо: жанр Бидзин-га

  • Как развивалась жанровая живопись?

  • Что такое стилистика Камбун?

  • Живопись для горожан: с чего начиналась история укиё-э?

  • Хисикава Моронобу и жанр бидзин-га

  • Школы Кайгэцудо и Миягава: пин-ап эпохи Эдо
Лекция 18. Прием митатэ в художественном направлении укиё-э
  • Что и с чем можно сравнить в японской художественной традиции?

  • Виды сравнений

  • Серии сравнений в гравюре

  • Прием уподобления как интеллектуальная игра и как способ обойти цензуру
  • Когда и как появилась гравюра в Японии?

  • Книги с картинками: чем удивляли горожан издатели

  • От черно-белой до цветной: основные этапы развития гравюры

  • Судзуки Харунобу: непревзойденный лирик и романтик эпохи

  • Технология производства гравюры
Лекция 19. Появление и развитие гравюры
Лекция 20. Расцвет гравюры и лучшие серии жанра
  • Какие жанры были популярны в гравюре укиё-э?

  • Китагава Утамаро – певец женской красоты

  • Символизм и художественные приемы в японской гравюре

  • Кацусика Хокусай: энциклопедичность художественного подхода

  • Утагава Хиросигэ: новизна в подходе к пейзажу
  • Знакомимся с иконографией и сюжетами известных пьес театра Но
Лекция 21. Пьесы театра Но в живописной традиции
Лекция 22. Жанр Ико-га – уникальный жанр японской живописной традиции
  • Что такое любование кимоно?

  • Почему жанр назвали «Чей рукав?»

  • Почему жанр ико-га уникален для японской традиции?

  • Как появился и как развивался жанр ико-га?
  • Как Европа знакомилась с японским искусством?

  • Японизм в творчестве Эдуарда Мане, Клода Моне, Эдгара Дега, Винсента Ван Гога и других

  • Какие приемы и принципы пришли в западное искусство из японского?
  • Японизм и японщина. Что такое романтический японизм?

  • Что такое ложный японизм?

  • Японщина в быту: гейши и кимоно

  • Символика, орнаменты, мотивы

  • Японизм в европейском дизайне
Лекция 23. Японизм: знакомство Запада с японской культурой

Лекция 24. Японизм: что западное искусство позаимствовало из японского
Кратко о курсе
«Вещь для ношения» – таково значение слова кимоно.

✔ Многие ли задумывались о том, как складывался современный стандарт кимоно-ансамбля? Когда и как это произошло? Почему, став национальной одеждой в эпоху Мэйдзи (1868-1912), кимоно не сохранило стилистические признаки того времени? Меняется ли кимоно? А многие ли задумывались о том, что кимоно – это больше, чем просто одежда?

✔ Кимоно – это не только материальный аспект, но и интеллектуально-духовный. Это целый мир, сформированный постепенно, пропитанный древнейшей символикой и эстетикой, вобравший в себя идеалы нации, ее творческие импульсы и художественную мысль. Кимоно создало свой язык, и если научиться понимать его, то открываются новые горизонты прекрасного. Всё это мы разберём на курсе.

Курс «Язык кимоно»
7 лекций
Лектор: Бакина Наталья Александровна

  • Что изучают в школах кимоно?
  • Какие типы и виды кимоно существуют и по каким принципам мы их классифицируем?
  • Почему современная классификация часто не применима к антикварным кимоно?
  • Почему кимоно с едва заметным количеством черного цвета может называться «куро» - черным?
  • Что у японки под кимоно?
  • Сколько аксессуаров необходимо, чтобы правильно его надеть?
  • Куда носят кимоно в современной Японии?
Лекция 2 .«История кимоно: от Мэйдзи до современности»

Лекция 1. «Кимоно в современном мире: введение в предмет»

Лекция 3. «Кимоно как формат и как предмет живописи»

Лекция 4. «Кимоно и художники»
Лекция 5. «Кимоно и художники»
Лекция 6. «Риторика и эстетика кимоно: художественные приемы и принципы»
Урок 7. «Риторика и эстетика кимоно: художественные приемы и принципы»
  • Чем кимоно середины и конца 19 века отличается от современного?
  • Как происходил переход на европейскую одежду?
  • Что такое Тайсё Роман?
  • Как изменилось кимоно в 20 веке?
  • Что такое кицукэ и когда появились первые школы кимоно?
  • Как сложился современный стандарт кимоно?

  • Кимоно – это картина на шелке и предмет для любования.
  • Поговорим о связи кимоно и живописи и выясним, что же у них общего.
  • Рассмотрим кимоно как один из живописных форматов в японском искусстве, а потом посмотрим на него как на предмет живописи.
  • Увидим, как разные жанры японской живописи существуют на кимоно.
  • Мы поговорим о связи графики и кимоно, рассмотрев кимоно и японскую гравюру укиё-э.
  • Что такое сборники хинагата и какую роль в искусстве они играли?
  • Мы познакомимся с самыми знаменитыми кимоно, некоторые из которых имеют статус культурного достояния Японии.
  • Мы поговорим о самых известных живописных школах в эпоху Эдо: Римпа, Нанга, Маруяма-Сидзё.
  • Увидим кимоно, созданные художниками этих школ.
  • Узнаем, что такое «узоры Корин».
  • Какими способами кимоно вступает в общение?
  • Какие эстетические категории можно увидеть в кимоно-культуре?
  • Почему кадзари - это больше, чем просто декор?
  • Что такое ики и цуя? Отражение принципов сезонности и природности на кимоно.
  • Какие приемы используются художниками кимоно для транслирования смыслов?
  • На различных примерах мы рассмотрим и проанализируем многочисленные приемы, которые можно встретить на кимоно, но которые будут универсальными для всей японской традиции.
Кратко о курсе
Самостоятельно сложно окунуться в океан знаний, наполненный тонкостями и смыслами, которые требуют долгого и глубокого изучения материала.

✔ Этот курс поможет отделить главное от второстепенного. Мы поговорим об истории японской одежды, начиная с древности и заканчивая современностью. Подробно остановимся на самых значимых моментах, менявших облик японского костюма.

✔ Рассмотрим, как формировалась сарториальная культура Японии и что носили люди разных сословий в разные исторические периоды. Узнаем, когда появились и как развивались техники создания и украшения японской одежды.
Курс «История японского костюма»
7 лекций
Лектор: Бакина Наталья Александровна

  • Кто стоял у истоков изучения японского костюма?
  • Почему Дзидай-мацури («Праздник Эпох») не устраивал мастеров крашения и ткачества и художников-реконструкторов и зачем был нужен еще один праздник?
  • Когда, зачем и как были созданы костюмы-реконструкции, фотографии которых встречал каждый, кто интересовался историей кимоно?
Лекция 2. От легендарного периода до «золотого»: заимствования и адаптация (доисторический период, Кофун, Асука, Нара и ранний Хэйан)
Лекция 1. Праздник крашения и ткачества: история забытого фестиваля в Киото
Лекция 3. Аристократы и самураи: две эстетики – две традиции (поздний Хэйан и Камакура)
Лекция 4. Войны, роскошь и экзотика (Муромати и Адзути-Момояма)
Лекция 5. Модные горожане: от смелых дизайнов до запретов (костюм первой половины периода Эдо)
Лекция 6. От старого к новому (костюм второй половины Эдо и Мэйдзи)
Урок 7. Демократизация и ре-демократизация: взлеты и падения кимоно культуры (кимоно эпохи Тайсё, стандартизация 1960-ых гг., современная мода и стандарт)
  • Что носил император Дзимму?
  • Как одевалась правительница Химико?
  • Костюм как часть государственных реформ.
  • Текстильные сокровища Сёсоин.
  • Формирование японской эстетики в костюме.
  • Придворная одежда периода Хэйан: как изменился ансамбль, доживший до наших дней?
  • Становление национальной цветовой культуры.
  • Камакура: отказ от лишнего, упрощение нужного, создание нового.
  • Вкусы двора Асикага – новое расточительство.
  • Костюмы театра Но и Кёгэн: насколько по ним можно судить о том, что носили в действительности?
  • Военный шик или как состязались в оригинальности.
  • Что появилось в японской одежде благодаря «южным варварам»?
  • Кто такие кабуки-моно?
  • Последователи Идзумо-но Окуни.
  • Появление и развитие городской моды.
  • Почему Гэнроку называют «золотым периодом» моды?
  • Когда оби стали широкими?
  • Кабуки и Веселые кварталы.
  • Чайные и мышиные оттенки.
  • Какие кимоно считали красивыми, а какие безвкусными?
  • Поздний Эдо: скука и отсутствие модных идей или действие новых реформ?
  • Как меняется японская мода при знакомстве с западной культурой?
  • Романтичный Тайсё: японский ар-нуво и ар-деко.
  • Ограничения военного времени.
  • Кимоно-школы и формализация кимоно.
  • Противодействие или дополнение: классический и свободный стили ношения кимоно.
тарифы
24 Лекции
Доступ 8 месяцев
р/мес
1. Знакомство с японской художественной традицией
2. Великолепие Хэйан: формирование живописных традиций
3. Камакура: новое время – новые каноны
4. Иконография произведений «Повесть о Гэндзи» и «Повесть об Исэ»
5. Муромати: монохромная живопись суйбоку-га
6. Сюжеты и тематика монохромной живописи Муромати: анализ произведений
7. Дзэнская живопись
8. Сюжеты и тематика дзэнской живописи: анализ произведений
9. Адзути-Момояма: монументальная роскошь
10. Сюжеты и тематика работ художников школы Тоса и школы Кано: анализ произведений
11. Начало эпохи Эдо: развитие жанровой живописи
12. Эдо: школа Римпа
13. Эдо: живопись ёфу-га – подражание западной традиции
14. Эдо: школа Нанга (Бундзинга) и школа Маруяма-Сидзё
15. Эдо: эксцентрики
16. Эдо: художники направления укиё-э
17. Эдо: жанр Бидзин-га
18. Прием митатэ в художественном направлении укиё-э
19. Появление и развитие гравюры
20. Расцвет гравюры и лучшие серии жанра
21. Пьесы театра Но в живописной традиции
22. Жанр Ико-га – уникальный жанр японской живописной традиции
23. Японизм: знакомство Запада с японской культурой
24. Японизм: что западное искусство позаимствовало из японского
Курс «Язык кимоно»
38 лекций
Доступ 12 месяцев
5320
42 850
руб.
от
Японская живопись
Стоимость
до 31 мая
Курс «Язык кимоно»
Курс «История японской живописи и гравюры»
63 840
руб.
Стоимость
до 31 мая
СКИДКА 20%
31 лекция
Доступ 10 месяцев
52 080
руб.
4340
Японская живопись и кимоно
Курс «История японской живописи и гравюры»
СКИДКА 20%
СКИДКА 15%
Японская живопись и всё о кимоно
Стоимость
до 31 мая
Курс «История японской живописи и гравюры»
Курс «История японского костюма»
Цена с 01 июня
50 400 руб.
Цена с 01 июня
65 100 руб.
Цена с 01 июня
79 800 руб.
р/мес
3570
р/мес
от
от
1. Кимоно в современном мире: введение в предмет
2. История кимоно:
от Мэйдзи до современности
3. Кимоно как формат
и как предмет живописи
4. Кимоно и художники часть1
5. Кимоно и художники часть2
6. Риторика и эстетика кимоно: художественные приемы и принципы часть 1
7. Риторика и эстетика кимоно: художественные приемы и принципы часть 2
1. Праздник крашения и ткачества: история забытого фестиваля в Киото
2. От легендарного периода до «золотого»: заимствования и адаптация
3. Аристократы и самураи:
две эстетики – две традиции
4. Войны, роскошь и экзотика
5. Модные горожане:
от смелых дизайнов до запретов
6. От старого к новому
7. Демократизация и ре-демократизация: взлеты и падения кимоно культуры

Наталья Бакина
Автор курсов
Член Ассоциации искусствоведов России (АИС).

Независимый исследователь и коллекционер антикварных кимоно

Организатор выставочных проектов.

Автор лекционных курсов и статей, посвящённых искусству Японии.
Оплачивайте по частям
Выберите тариф и оформите покупку

Мы разделим сумму на 4 равные части и составим график платежей

Первый платёж спишем сейчас, а остальные ー по графику 1/4 оплаты раз в две недели
Разделите оплату на 4 части, а доступ к курсу получите в день первой оплаты.
Рассрочка без %
Это не кредит и не рассрочка, оплата частями не влияет на кредитную историю.
Здесь требуется минимальное количество ваших персональных данных.
Подходит только для РФ.
Сервисы «Подели» и «Долями»
Разделите оплату на минимальные платежи ー воспользуйтесь рассрочкой от банков-партнеров.
Проценты по рассрочке мы платим за вас!
Вы оформляете заказ: выбираете сервис и заполняете в нём заявку на рассрочку на 3, 6 или 12 месяцев

После одобрения заявки вы получаете доступ к курсу в письме на вашу почту и смотрите лекции

Дальнейшие расчёты вы производите с банком самостоятельно
ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ
Не нашли подходящий курс для себя?
Подберите программу обучения за 1 минуту
© 2025 Дарья Миночкина— Все права защищены.