日本
История японской живописи и гравюры
Познакомитесь с золотым фондом японской живописи и гравюры и поймёте, почему эти произведения считаются хрестоматийными и знаковыми
Старт курса 23 мая
Онлайн-курс из 24-х лекций
Автор: Бакина Наталья Александровна

Кому будет интересно прослушать курс
Любителям японской культуры — тем, кто интересуется японскими традициями, искусством и образом жизни.

Художникам и дизайнерам — всем профессионалам, работающим в сфере искусства
Любителям искусства и восточной философии.

Коллекционерам восточного искусства курс поможет более глубоко понять культурный контекст и ценность таких предметов.


Путешественникам, интересующимся Японией — туристам, которые планируют поездку в Японию, курс даст возможность познакомиться с культурой и искусством Японии.

Преподавателям искусствоведения, востоковедения и культурологии — курс станет полезным материалом для преподавания и поможет расширить знания о японском искусстве.

Кратко о курсе
Что вас ждёт:
✔ Получите базовые знания о формировании и развитии японской живописной традиции

✔ Сформируете представление о разнообразии японских живописных школ в их историческом ракурсе

✔ Узнаете особенности каждой школы, изучите историю японской живописи и графики

✔ Познакомитесь с золотым фондом японской живописи и гравюры

✔ Узнаете о произведениях, которые имеют статус «Национальных сокровищ» и «Важных Культурных Объектов»

✔ Проанализируем каждое произведение, и вы поймёте, почему они считаются хрестоматийными и знаковыми

✔ Будем говорить не только о предметах искусства, но и об обыденной реальности, окружавшей художников, о сюжетах и героях их произведений
Лекция 1. Знакомство с японской художественной традицией

  • Что такое «Национальное сокровище»? Каким объектам присваивается этот статус?

  • Какие принципы и идеи лежат в основе дальневосточной и японской художественной традиции?

  • Как синтоизм и буддизм влияют на японскую традицию?

  • Форматы японской живописи

  • Жанр. Техника. Прием
  • Чем мужская живопись отличается от женской?

  • Как духи заказывали свитки?

  • Какие приемы помогали соединить пространство и время?

  • Какими были особенности портретной живописи и ее виды?

  • «Прекрасные» быки и «прекрасные» лошади – кто был достоин личного портрета?

  • Какие секреты хранили «секретные» свитки?
Лекция 2. Великолепие Хэйан: формирование живописных традиций
Лекция 3. Камакура: новое время – новые каноны
24 лекции
  • Когда и как появилась светская живопись?

  • С чего начиналось формирование японской живописи ямато-э? Чем она отличалась от китайской живописи?

  • Многоцветие и монохром: что и почему определяло стиль эпохи? Насколько сильным было влияние Китая и Кореи? Почему у японцев появились свои каноны?

  • Что такое картины-повествования, картины-стихотворения и картины-дневники? Форматы, жанры, предметы и темы японской живописи Хэйан
Программа курса
Лекция 4. Иконография произведений «Повесть о Гэндзи» и «Повесть об Исэ»
  • Почему знание японской классической литературы важно для понимания сюжетов японской живописи?

  • Как котики превращались в собачек?

  • Как классическая литература связана с изображениями жизни в «Веселых кварталах»?

  • Как растения и явления природы могут обозначать людей?

  • Что такое визуальные тропы и почему их важно видеть?

  • Истории любви сквозь века: как менялась иконография сюжетов
  • Какие жанры пришли пришли в японскую живопись из китайской и как они изменились?

  • Что такое пейзаж в «западном» и «восточном» понимании?

  • Какие смыслы могут скрываться за простым изображением цветов и птиц?

  • Как научиться разгадывать ребусы, зашифрованные в изображениях?

  • Что такое «белые ширмы» и для чего они были нужны?
Лекция 5. Муромати: монохромная живопись суйбоку-га

Лекция 6. Сюжеты и тематика монохромной живописи Муромати: анализ произведений
  • Как живопись суйбоку-га развивалась в Японии?

  • Каллиграфия – форма или содержание?

  • Какие приемы и техники используются в суйбоку-га?

  • Почему Сэссю Тойо (Тоё) называют японским Леонардо да Винчи?

  • Как проявляется эстетика ваби и осмысливается пустота в работах Хасэгава Тохаку?
Лекция 7. Дзэнская живопись
  • Веселые картинки из жизни животных – первая манга?

  • Почему дзэн-га, дзэнская живопись, выделяется в отдельную категорию?

  • Сэнгай Гибон и Хакуин Экаку: знакомимся с работами художников

  • Как лучшие мастера дзэн-га изображали круг и почему его изображение стало отдельным жанром?
Лекция 8. Сюжеты и тематика дзэнской живописи: анализ произведений
  • Какие темы чаще всего можно встретить в дзэн-га? Разбираем сюжеты

  • Знакомимся с работами художников стиля дзэн. Какие темы, сюжеты, символика, легенды и истории нашли отражение в живописи данного направления

  • Метафоричность, символизм и аллюзии: что стоит за образами в дзэн-га?
Лекция 9. Адзути-Момояма: монументальная роскошь
  • Почему XVI век стал золотым веком интерьерной живописи дайга?

  • Что такое тотальный декор?

  • Как не запутаться в названиях японских, китайских и японо-китайских стилей?

  • Школа Кано и школа Тоса: в чем разница? Какие принципы и каноны определяли стиль школ?
  • Как развивалась живопись с наступлением мирной эпохи? Какие новшества появились?

  • Иерархия художников: разбираемся в «художественной» карте Японии

  • От «ширм-карт» к «ширмам-бытописаниям»: как происходил переход?

  • Иваса Матабэй – художник раннего укиё-э

  • Самые известные ширмы, представляющие жанровую живопись: обращаем внимание на детали
Лекция 10. Сюжеты и тематика работ художников школы Тоса и школы Кано: анализ произведений
Лекция 11. Начало эпохи Эдо: развитие жанровой живописи
  • Золотофонные ширмы: приемы, техники, мотивы и сюжеты

  • Знакомимся с работами художников школы Тоса и школы Кано. Какие темы, сюжеты, легенды и истории любили представители Тоса и Кано?

  • Как развивалась стилистика школы Тоса и школы Кано с течением времени?
Лекция 12. Эдо: школа Римпа
  • Что нового привнесли в искусство художники школы Римпа?

  • Какие черты и приемы характеризуют школу Римпа?

  • Тематические диалоги художников школы Римпа

  • Что такое «мотив отсутствия» и зачем он нужен?

  • Что такое «антагонизм» в композиции школы Римпа?
  • В чем особенности живописи интеллектуалов: ученые-живописцы или живописцы-ученые?

  • Китайская живопись по-японски

  • Стихотворения-картины Ёса Бусона

  • Как примирить реализм и формализм: школа Сидзё

  • Принцип подражания природе: Маруяма Окё – художник, опередивший время
Лекция 13 Эдо: живопись ёфу-га – подражание западной традиции


Лекция 14. Эдо: школа Нанга (Бундзинга) и школа Маруяма-Сидзё

  • «Голландская живопись» по-японски: художники ранга

  • Портреты в европейской манере: Ватанабэ Кадзан и Сиба Кокан
Лекция 15. Эдо: эксцентрики
  • Ито Дзякутю: натурализм или психоделика?

  • В чем необычность миров, созданных Ито Дзякутю?

  • Сога Сёхаку: экспрессия и сюрреализм

  • Нагасава Росэцу: гротеск и ирония

  • Нео-нихонга – «самурайский панк»
  • Знакомимся с иконографией изображения японских красавиц (и красавцев)

  • Разбираем самые распространенные тропы, сюжеты

  • Почему жанр бидзин-га был таким популярным?

  • В чем уникальность изображения японских красавиц?

  • Сравниваем японских и китайских красавиц
Лекция 16. Эдо: художники направления укиё-э
Лекция 17. Эдо: жанр Бидзин-га

  • Как развивалась жанровая живопись?

  • Что такое стилистика Камбун?

  • Живопись для горожан: с чего начиналась история укиё-э?

  • Хисикава Моронобу и жанр бидзин-га

  • Школы Кайгэцудо и Миягава: пин-ап эпохи Эдо
Лекция 18. Прием митатэ в художественном направлении укиё-э
  • Что и с чем можно сравнить в японской художественной традиции?

  • Виды сравнений

  • Серии сравнений в гравюре

  • Прием уподобления как интеллектуальная игра и как способ обойти цензуру
  • Когда и как появилась гравюра в Японии?

  • Книги с картинками: чем удивляли горожан издатели

  • От черно-белой до цветной: основные этапы развития гравюры

  • Судзуки Харунобу: непревзойденный лирик и романтик эпохи

  • Технология производства гравюры
Лекция 19. Появление и развитие гравюры
Лекция 20. Расцвет гравюры и лучшие серии жанра
  • Какие жанры были популярны в гравюре укиё-э?

  • Китагава Утамаро – певец женской красоты

  • Символизм и художественные приемы в японской гравюре

  • Кацусика Хокусай: энциклопедичность художественного подхода

  • Утагава Хиросигэ: новизна в подходе к пейзажу
  • Знакомимся с иконографией и сюжетами известных пьес театра Но
Лекция 21. Пьесы театра Но в живописной традиции
Лекция 22. Жанр Ико-га – уникальный жанр японской живописной традиции
  • Что такое любование кимоно?

  • Почему жанр назвали «Чей рукав?»

  • Почему жанр ико-га уникален для японской традиции?

  • Как появился и как развивался жанр ико-га?
  • Как Европа знакомилась с японским искусством?

  • Японизм в творчестве Эдуарда Мане, Клода Моне, Эдгара Дега, Винсента Ван Гога и других

  • Какие приемы и принципы пришли в западное искусство из японского?
  • Японизм и японщина. Что такое романтический японизм?

  • Что такое ложный японизм?

  • Японщина в быту: гейши и кимоно

  • Символика, орнаменты, мотивы

  • Японизм в европейском дизайне
Лекция 23. Японизм: знакомство Запада с японской культурой

Лекция 24. Японизм: что западное искусство позаимствовало из японского
Кратко о курсе
«Вещь для ношения» – таково значение слова кимоно.

✔ Многие ли задумывались о том, как складывался современный стандарт кимоно-ансамбля? Когда и как это произошло? Почему, став национальной одеждой в эпоху Мэйдзи (1868-1912), кимоно не сохранило стилистические признаки того времени? Меняется ли кимоно? А многие ли задумывались о том, что кимоно – это больше, чем просто одежда?

✔ Кимоно – это не только материальный аспект, но и интеллектуально-духовный. Это целый мир, сформированный постепенно, пропитанный древнейшей символикой и эстетикой, вобравший в себя идеалы нации, ее творческие импульсы и художественную мысль. Кимоно создало свой язык, и если научиться понимать его, то открываются новые горизонты прекрасного. Всё это мы разберём на курсе.

Курс «Язык кимоно»
7 лекций
Лектор: Бакина Наталья Александровна

  • Что изучают в школах кимоно?
  • Какие типы и виды кимоно существуют и по каким принципам мы их классифицируем?
  • Почему современная классификация часто не применима к антикварным кимоно?
  • Почему кимоно с едва заметным количеством черного цвета может называться «куро» - черным?
  • Что у японки под кимоно?
  • Сколько аксессуаров необходимо, чтобы правильно его надеть?
  • Куда носят кимоно в современной Японии?
Лекция 2 .«История кимоно: от Мэйдзи до современности»

Лекция 1. «Кимоно в современном мире: введение в предмет»

Лекция 3. «Кимоно как формат и как предмет живописи»

Лекция 4. «Кимоно и художники»
Лекция 5. «Кимоно и художники»
Лекция 6. «Риторика и эстетика кимоно: художественные приемы и принципы»
Урок 7. «Риторика и эстетика кимоно: художественные приемы и принципы»
  • Чем кимоно середины и конца 19 века отличается от современного?
  • Как происходил переход на европейскую одежду?
  • Что такое Тайсё Роман?
  • Как изменилось кимоно в 20 веке?
  • Что такое кицукэ и когда появились первые школы кимоно?
  • Как сложился современный стандарт кимоно?

  • Кимоно – это картина на шелке и предмет для любования.
  • Поговорим о связи кимоно и живописи и выясним, что же у них общего.
  • Рассмотрим кимоно как один из живописных форматов в японском искусстве, а потом посмотрим на него как на предмет живописи.
  • Увидим, как разные жанры японской живописи существуют на кимоно.
  • Мы поговорим о связи графики и кимоно, рассмотрев кимоно и японскую гравюру укиё-э.
  • Что такое сборники хинагата и какую роль в искусстве они играли?
  • Мы познакомимся с самыми знаменитыми кимоно, некоторые из которых имеют статус культурного достояния Японии.
  • Мы поговорим о самых известных живописных школах в эпоху Эдо: Римпа, Нанга, Маруяма-Сидзё.
  • Увидим кимоно, созданные художниками этих школ.
  • Узнаем, что такое «узоры Корин».
  • Какими способами кимоно вступает в общение?
  • Какие эстетические категории можно увидеть в кимоно-культуре?
  • Почему кадзари - это больше, чем просто декор?
  • Что такое ики и цуя? Отражение принципов сезонности и природности на кимоно.
  • Какие приемы используются художниками кимоно для транслирования смыслов?
  • На различных примерах мы рассмотрим и проанализируем многочисленные приемы, которые можно встретить на кимоно, но которые будут универсальными для всей японской традиции.
Кратко о курсе
Самостоятельно сложно окунуться в океан знаний, наполненный тонкостями и смыслами, которые требуют долгого и глубокого изучения материала.

✔ Этот курс поможет отделить главное от второстепенного. Мы поговорим об истории японской одежды, начиная с древности и заканчивая современностью. Подробно остановимся на самых значимых моментах, менявших облик японского костюма.

✔ Рассмотрим, как формировалась сарториальная культура Японии и что носили люди разных сословий в разные исторические периоды. Узнаем, когда появились и как развивались техники создания и украшения японской одежды.
Курс «История японского костюма»
7 лекций
Лектор: Бакина Наталья Александровна

  • Кто стоял у истоков изучения японского костюма?
  • Почему Дзидай-мацури («Праздник Эпох») не устраивал мастеров крашения и ткачества и художников-реконструкторов и зачем был нужен еще один праздник?
  • Когда, зачем и как были созданы костюмы-реконструкции, фотографии которых встречал каждый, кто интересовался историей кимоно?
Лекция 2. От легендарного периода до «золотого»: заимствования и адаптация (доисторический период, Кофун, Асука, Нара и ранний Хэйан)
Лекция 1. Праздник крашения и ткачества: история забытого фестиваля в Киото
Лекция 3. Аристократы и самураи: две эстетики – две традиции (поздний Хэйан и Камакура)
Лекция 4. Войны, роскошь и экзотика (Муромати и Адзути-Момояма)
Лекция 5. Модные горожане: от смелых дизайнов до запретов (костюм первой половины периода Эдо)
Лекция 6. От старого к новому (костюм второй половины Эдо и Мэйдзи)
Урок 7. Демократизация и ре-демократизация: взлеты и падения кимоно культуры (кимоно эпохи Тайсё, стандартизация 1960-ых гг., современная мода и стандарт)
  • Что носил император Дзимму?
  • Как одевалась правительница Химико?
  • Костюм как часть государственных реформ.
  • Текстильные сокровища Сёсоин.
  • Формирование японской эстетики в костюме.
  • Придворная одежда периода Хэйан: как изменился ансамбль, доживший до наших дней?
  • Становление национальной цветовой культуры.
  • Камакура: отказ от лишнего, упрощение нужного, создание нового.
  • Вкусы двора Асикага – новое расточительство.
  • Костюмы театра Но и Кёгэн: насколько по ним можно судить о том, что носили в действительности?
  • Военный шик или как состязались в оригинальности.
  • Что появилось в японской одежде благодаря «южным варварам»?
  • Кто такие кабуки-моно?
  • Последователи Идзумо-но Окуни.
  • Появление и развитие городской моды.
  • Почему Гэнроку называют «золотым периодом» моды?
  • Когда оби стали широкими?
  • Кабуки и Веселые кварталы.
  • Чайные и мышиные оттенки.
  • Какие кимоно считали красивыми, а какие безвкусными?
  • Поздний Эдо: скука и отсутствие модных идей или действие новых реформ?
  • Как меняется японская мода при знакомстве с западной культурой?
  • Романтичный Тайсё: японский ар-нуво и ар-деко.
  • Ограничения военного времени.
  • Кимоно-школы и формализация кимоно.
  • Противодействие или дополнение: классический и свободный стили ношения кимоно.
тарифы
24 Лекции
Доступ 8 месяцев
р/мес
1. Знакомство с японской художественной традицией
2. Великолепие Хэйан: формирование живописных традиций
3. Камакура: новое время – новые каноны
4. Иконография произведений «Повесть о Гэндзи» и «Повесть об Исэ»
5. Муромати: монохромная живопись суйбоку-га
6. Сюжеты и тематика монохромной живописи Муромати: анализ произведений
7. Дзэнская живопись
8. Сюжеты и тематика дзэнской живописи: анализ произведений
9. Адзути-Момояма: монументальная роскошь
10. Сюжеты и тематика работ художников школы Тоса и школы Кано: анализ произведений
11. Начало эпохи Эдо: развитие жанровой живописи
12. Эдо: школа Римпа
13. Эдо: живопись ёфу-га – подражание западной традиции
14. Эдо: школа Нанга (Бундзинга) и школа Маруяма-Сидзё
15. Эдо: эксцентрики
16. Эдо: художники направления укиё-э
17. Эдо: жанр Бидзин-га
18. Прием митатэ в художественном направлении укиё-э
19. Появление и развитие гравюры
20. Расцвет гравюры и лучшие серии жанра
21. Пьесы театра Но в живописной традиции
22. Жанр Ико-га – уникальный жанр японской живописной традиции
23. Японизм: знакомство Запада с японской культурой
24. Японизм: что западное искусство позаимствовало из японского
Курс «Язык кимоно»
38 лекций
Доступ 12 месяцев
6650
50 400
руб.
от
Японская живопись
Курс «Язык кимоно»
Курс «История японской живописи и гравюры»
79 800
руб.
31 лекция
Доступ 10 месяцев
65 100
руб.
5425
Японская живопись и кимоно
Курс «История японской живописи и гравюры»
Японская живопись и всё о кимоно
Курс «История японской живописи и гравюры»
Курс «История японского костюма»
р/мес
4200
р/мес
от
от
1. Кимоно в современном мире: введение в предмет
2. История кимоно:
от Мэйдзи до современности
3. Кимоно как формат
и как предмет живописи
4. Кимоно и художники часть1
5. Кимоно и художники часть2
6. Риторика и эстетика кимоно: художественные приемы и принципы часть 1
7. Риторика и эстетика кимоно: художественные приемы и принципы часть 2
1. Праздник крашения и ткачества: история забытого фестиваля в Киото
2. От легендарного периода до «золотого»: заимствования и адаптация
3. Аристократы и самураи:
две эстетики – две традиции
4. Войны, роскошь и экзотика
5. Модные горожане:
от смелых дизайнов до запретов
6. От старого к новому
7. Демократизация и ре-демократизация: взлеты и падения кимоно культуры

Наталья Бакина
Автор курсов
Член Ассоциации искусствоведов России (АИС).

Независимый исследователь и коллекционер антикварных кимоно

Организатор выставочных проектов.

Автор лекционных курсов и статей, посвящённых искусству Японии.
Оплачивайте по частям
Выберите тариф и оформите покупку

Мы разделим сумму на 4 равные части и составим график платежей

Первый платёж спишем сейчас, а остальные ー по графику 1/4 оплаты раз в две недели
Разделите оплату на 4 части, а доступ к курсу получите в день первой оплаты.
Рассрочка без %
Это не кредит и не рассрочка, оплата частями не влияет на кредитную историю.
Здесь требуется минимальное количество ваших персональных данных.
Подходит только для РФ.
Сервисы «Подели» и «Долями»
Разделите оплату на минимальные платежи ー воспользуйтесь рассрочкой от банков-партнеров.
Проценты по рассрочке мы платим за вас!
Вы оформляете заказ: выбираете сервис и заполняете в нём заявку на рассрочку на 3, 6 или 12 месяцев

После одобрения заявки вы получаете доступ к курсу в письме на вашу почту и смотрите лекции

Дальнейшие расчёты вы производите с банком самостоятельно
ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ
Не нашли подходящий курс для себя?
Подберите программу обучения за 1 минуту
© 2025 Дарья Миночкина— Все права защищены.