Лекция 1. Япония на Великих торговых путях
Торговые связи соединяли Восток и Запад начиная с установления Великого шёлкового пути.
После установления морских путей деятельность миссионеров-иезуитов, а позднее Ост-Индской торговой компании позволила европейцам глубже познакомиться с искусством Дальнего Востока.
Сперва Китай, а затем и Япония стали создавать некоторые произведения с учётом вкусов европейцев.
Увидим, как восточное искусство попадает на полотна «малых голландцев», поговорим о японских изделиях для «южных варваров».
Лекция 2. «Шинуазри» - экзотика и мечта о естественности
Поговорим о направлении «шинуазри»XVII-XVIII вв.: несмотря на то, что это слово переводится как «китайщина», в этом направлении отразился интерес Европы к Востоку вообще.
В нём проявилось не только любопытство к экзотическому миру, но и идеи Просвещения, настроения сентиментализма и стилистическое разнообразие рококо и барокко.
Поговорим об интерьерах китайских и японских дворцов Европы, садах и парках, и западных подражаниях восточным искусствам.
Лекция 3. «Белое золото» Японии
Одним из символов Востока в XVII-XVIII веках был фарфор. Пальму первенства в экспорте фарфора на Запад долгое время держал Китай, однако в XVIIвеке Япония начинает активно занимать этот рынок и создаёт несколько уникальных, узнаваемых стилей декора фарфора для европейских покупателей.
Когда в конце XVII и первой половинеXVIII века
Европу захлёстывает «фарфоровая лихорадка», японский фарфор становится предметом подражания крупнейших мануфактур, таких как Майсенская, Берлинская, Севрская, мануфактура Веджвуда, заводы Сток-он Трента и Императорская фарфоровая мануфактура в Санкт-Петербурге.
Лекция 4. Япония едет на Запад: международные выставки конца XIX века
Впервые японская экспозиция была показана на Международной Выставке в Лондоне в 1861 году, но японцы, имевшие возможность увидеть её, были глубоко оскорблены тем, что их страну представляли этнографические материалы ремесленного деревенского производства.
Для следующих выставок японское правительство уже отбирало лучшие произведения искусства разных провинций, а после реставрации Мэйдзи была создана специальная комиссия для организации японских павильонов на выставках мира.
Лекция 5. «Японщина» и «японизм» в западной живописи и графике
Япония становится модной в конце XIX века: бумажные зонты и веера, кимоно и куклы, ширмы и другие изделия занимают прочное место в интерьерах домов как преуспевающих буржуа, так и творческой элиты – художников, писателей и музыкантов.
Изображения японских предметов часто появляются на полотнах художников.
В то же время, японское искусство начинает влиять на художественный язык Запада: гравюры укиё-э и декоративная живопись ширм привносят новые художественные приёмы в искусство, уходящее от принципов академизма и ищущее новую выразительность.
Лекция 6. «Японизм» в декоративно-прикладном искусстве
В декоративно-прикладном искусстве Запада наиболее ярко выразилось такое стилистическое течение конца XIX – начала ХХ века, как ар-нуво (модерн).
Это течение, стремившееся преодолеть безликость предметов промышленного производства и создававшее гармонию искусства и жизни, имело несколько исторических источников: от средневекового искусства до искусства Востока, в первую очередь – Японии.
Поговорим о керамике и фарфоре, стекле, ювелирном искусстве и мебели эпохи модерна, о японских прототипах и истории их проникновения на Запад.