日本
СТАРТ 12 ФЕВРАЛЯ
Женские образы
в японской культуре
Разберём самые разнообразные и непредсказуемые формы женской красоты, чтобы лучше понять культуру Японии и её художественные ориентиры
Лектор: Бакина Наталья Александровна
Кратко о курсе
На протяжении 12 лекций мы будем говорить о женщинах и о мужчинах, потому что нельзя обособить женские образы, рассматривая их вне семейных и любовных отношений, историко-социального контекста, морально-этических норм, философско-религиозного мировоззрения.

✔ Мы поговорим о разных женщинах, реальных судьбах и выдуманных историях.

✔ Мы совершим путешествие во времени, пройдем через истории прекрасные и ужасные, драматичные и трагичные, комичные и печальные.

✔ Мы будем испытывать самые разные эмоции: восторг, отвращение, сострадание, недоумение.

Красота воспринимается как противоположность уродству, а доброта как противоположность злу, но на самом деле красивое и безобразное, доброе и злое – понятия взаимодополняющие. Нельзя дать определение одному, избегая другого.

Формы красоты могут быть куда более разнообразными и непредсказуемыми, чем может казаться на первый взгляд, а зло может быть неоднозначным и вызывать неожиданные оценки и реакции.
Женщины в Японии. Какие они? Разные, как и везде, ответите вы, и будете правы.

Сформулируем вопрос иначе. Каков образ японской женщины, если рассматривать её как культурный код и набор художественных элементов и признаков?

На курсе мы рассмотрим женский образ в Японии через эту призму и вы увидите, как разительно он отличается от женских образов в других культурных традициях.
Что вас ждёт
Богини и бодхисаттвы
Лекция 1
  • Все ли богини были красивыми
  • Какие женские архетипы можно увидеть в древнеяпонских мифах
  • Какие богини сформировали главные образы красоты в японской культуре
  • Какие божественные черты стали аристократическими, а какие – простонародными
  • Какие женские образы дали синто и буддизм
  • Что считается красивым в японской культуре, что есть совершенство
  • В чем разница понимания совершенного в западной и восточной традиции
Красота аристократическая
Женские образы эпохи Хэйан (794 – 1185)

  • Как складывался идеал аристократической красоты
  • Как одежда определяла красоту, что было важным для того, чтобы слыть красавицей
  • Как складывалась иконография красавицы в живописной традиции ямато-э
  • Какой ракурс считался красивым
  • Почему эмоциональность была не к лицу благородной даме
  • Какие эстетические категории соотносились с женскими образами эпохи Хэйан
Программа курса
Красота воинствующая и женщины-воины
  • Насколько изменился женский образ в эпохи Камакура (1185 - 1333) и Муромати (1333 - 1573)
  • Как связаны чувство долга «гири», буддийское понятие изменчивости всего сущего «мудзё:» с идеалом женской красоты
  • Каким был образцовый код поведения для женщины самурайского сословия
Красота китайская
  • Три типа женской красоты
  • Четыре красавицы
  • Почему японские художники писали портреты китайских красавиц
  • Кто заказывал такие портреты и почему
  • Как китайская традиция влияла на образ японской женщины
Зло в женском обличье
На протяжении веков художники обращались к отклонениям от нормы, диспропорциям.

  • Кто устанавливал эти нормы, какими они были и почему, как менялись
  • Что такое безобразное в японской эстетике
  • Всегда ли красота была добродетелью, всегда ли уродство было злом
  • Трансформация красоты: что её провоцировало
  • Рассматриваем образы одержимости, превращений и перерождений.
Демоны, смертельная и адская красота
  • На лекции мы будем говорить о женщинах, чьи образы как-то связаны с потусторонним миром
  • О нечеловеческих сущностях, которые ассоциируются с женской ипостасью.
  • Кто такая «адская госпожа»
  • Оборотни
  • Картины «Девять стадий»: как соотносится женский образ и смерть
Красота укиё-э
  • Появление жанра бидзин-га, почему это был «низкий» жанр
  • Портреты красавиц: типы и виды, кто были заказчики портретов
  • Женский образ в традиции разных живописных школ
  • Как и почему менялись каноны изображения, что формировало эти каноны
  • Чему уподобляли красивых женщин
  • Кто был воплощением красоты
Лекция 5
Лекция 2
Лекция 3
Лекция 7
Лекция 6
12 лекций - старт 12 февраля
Лекция 8
Безумие и нарушение устоев
  • Лекция посвящена женщинам, поведение которых не вписывалось в установленные обществом социальные или моральные коды, что вызывало противоречивую реакцию: от осуждения до восхищения и подражания
  • Образ «кё:дзё-онна», безумной женщины, стоит особняком в японской культуре
  • Истории о сумасшедших женщинах.
Лекция 9
Мир ив и цветов: куртизанки и гейши
  • Женский образ, особенно образ красавицы укиё-э, в японской культуре связан с миром чувственных удовольствий
  • Тема кварталов любви неизменно вызывает повышенный интерес
  • Как одевались куртизанки, что носили гейши, чем отличались одни от других
  • Какого рода услуги предоставляли
  • Какой образ красавиц тиражировали художник
  • Самые известные героини из мира ив и цветов.
Романтика по-японски: женские образы в любви
  • Любовь по-японски
  • Брак по договоренности
  • Самоубийство влюбленных
  • Любовные истории со счастливым концом
  • Сценарии и сюжеты, раскрывающие тему любви в японской культуре
Лекция 11
Образ женщины эпохи Мэйдзи (1868 – 1912)
  • «Рёсай кэмбо» - хорошая жена и мудрая мать. Этот образ неизменно ценился во все времена
  • Как вестернизация и изменение социальной роли женщины влияет на идеал красоты
  • Кто такие «син фудзин» и «атарасий онна» (новые женщины)
  • В каких сферах формировался новый тип женщины
  • Как общество реагировало на женскую активность
  • Какое отражение нашли новые женские образы в живописной традиции
Лекция 12
Модные женщины эпохи Тайсё и раннего Сёва
  • Новый код женского поведения: что шокировало японскую общественность
  • Кто становился «мога» (от английского «modern girl»)
  • Женщина-потребитель и её атрибуты. Какие женские типы создавали художники-иллюстраторы для новых женских журналов

«Ямато надэсико» - образ женщины, культивируемый на фоне патриотических настроений и ностальгии по традиционной Японии
Лекция 4
Лекция 10
Традиционная японская одежда
✔ Многие ли задумывались о том, как складывался современный стандарт кимоно-ансамбля? Когда и как это произошло?

✔ Почему, став национальной одеждой в эпоху Мэйдзи (1868-1912), кимоно не сохранило стилистические признаки того времени? Меняется ли кимоно?

✔ А многие ли задумывались о том, что кимоно – это больше, чем просто одежда?

Кимоно – это не только материальный аспект, но и интеллектуально-духовный. Это целый мир, сформированный постепенно, пропитанный древнейшей символикой и эстетикой, вобравший в себя идеалы нации, ее творческие импульсы и художественную мысль.

Кимоно создало свой язык, и если научиться понимать его, то открываются новые горизонты прекрасного.
14 лекций в записи
Модуль 1 ー Язык кимоно
«Кимоно в современном мире: введение в предмет»
Лекция 1
  • Что изучают в школах кимоно?
  • Какие типы и виды кимоно существуют и по каким принципам мы их классифицируем?
  • Почему современная классификация часто не применима к антикварным кимоно?
  • Почему кимоно с едва заметным количеством черного цвета может называться «куро» - черным?
  • Что у японки под кимоно?
  • Сколько аксессуаров необходимо, чтобы правильно его надеть?
  • Куда носят кимоно в современной Японии?
    «История кимоно: от Мэйдзи до современности»
    • Чем кимоно середины и конца 19 века отличается от современного?
    • Как происходил переход на европейскую одежду?
    • Что такое Тайсё Роман?
    • Как изменилось кимоно в 20 веке?
    • Что такое кицукэ и когда появились первые школы кимоно?
    • Как сложился современный стандарт кимоно?
      «Кимоно как формат и как предмет живописи»
      • Кимоно – это картина на шелке и предмет для любования.
      • Поговорим о связи кимоно и живописи и выясним, что же у них общего.
      • Рассмотрим кимоно как один из живописных форматов в японском искусстве, а потом посмотрим на него как на предмет живописи.
      • Увидим, как разные жанры японской живописи существуют на кимоно.
        «Кимоно и художники» часть 1
        • Мы поговорим о связи графики и кимоно, рассмотрев кимоно и японскую гравюру укиё-э.
        • Что такое сборники хинагата и какую роль в искусстве они играли?
        • Мы познакомимся с самыми знаменитыми кимоно, некоторые из которых имеют статус культурного достояния Японии.
          «Кимоно и художники» часть 2
          • Мы поговорим о самых известных живописных школах в эпоху Эдо: Римпа, Нанга, Маруяма-Сидзё.
          • Увидим кимоно, созданные художниками этих школ.
          • Узнаем, что такое «узоры Корин».
            «Риторика и эстетика кимоно: художественные приемы и принципы» часть 1
            • Какими способами кимоно вступает в общение?
            • Какие эстетические категории можно увидеть в кимоно-культуре?
            • Почему кадзари - это больше, чем просто декор?
            • Что такое ики и цуя? Отражение принципов сезонности и природности на кимоно.
              «Риторика и эстетика кимоно: художественные приемы и принципы» часть 2
              • Какие приемы используются художниками кимоно для транслирования смыслов?
              • На различных примерах мы рассмотрим и проанализируем многочисленные приемы, которые можно встретить на кимоно, но которые будут универсальными для всей японской традиции.
                Лекция 5
                Лекция 2
                Лекция 3
                Лекция 4
                Лекция 7
                Лекция 6
                Самостоятельно сложно окунуться в океан знаний, наполненный тонкостями и смыслами, которые требуют долгого и глубокого изучения материала.

                ✔ Этот модуль поможет отделить главное от второстепенного. Мы поговорим об истории японской одежды, начиная с древности и заканчивая современностью. Подробно остановимся на самых значимых моментах, менявших облик японского костюма.

                ✔ Рассмотрим, как формировалась сарториальная культура Японии и что носили люди разных сословий в разные исторические периоды. Узнаем, когда появились и как развивались техники создания и украшения японской одежды.
                Модуль 2 ー История японского костюма
                «Праздник крашения и ткачества: история забытого фестиваля в Киото»
                Лекция 1
                • Кто стоял у истоков изучения японского костюма?
                • Почему Дзидай-мацури («Праздник Эпох») не устраивал мастеров крашения и ткачества и художников-реконструкторов и зачем был нужен еще один праздник?
                • Когда, зачем и как были созданы костюмы-реконструкции, фотографии которых встречал каждый, кто интересовался историей кимоно?
                  «От легендарного периода до «золотого»: заимствования и адаптация» (доисторический период,
                  Кофун, Асука, Нара и ранний Хэйан)
                  • Что носил император Дзимму?
                  • Как одевалась правительница Химико?
                  • Костюм как часть государственных реформ.
                  • Текстильные сокровища Сёсоин.
                    «Аристократы и самураи: две эстетики – две традиции»
                    (поздний Хэйан и Камакура)
                    • Формирование японской эстетики в костюме.
                    • Придворная одежда периода Хэйан: как изменился ансамбль, доживший до наших дней?
                    • Становление национальной цветовой культуры.
                    • Камакура: отказ от лишнего, упрощение нужного, создание нового.
                      «Войны, роскошь и экзотика»
                      (Муромати и Адзути-Момояма)
                      • Вкусы двора Асикага – новое расточительство.
                      • Костюмы театра Но и Кёгэн: насколько по ним можно судить о том, что носили в действительности?
                      • Военный шик или как состязались в оригинальности.
                      • Что появилось в японской одежде благодаря «южным варварам»?
                        «Модные горожане: от смелых дизайнов до запретов»
                        (костюм первой половины периода Эдо)
                        • Кто такие кабуки-моно?
                        • Последователи Идзумо-но Окуни.
                        • Появление и развитие городской моды.
                        • Почему Гэнроку называют «золотым периодом» моды?
                        • Когда оби стали широкими?
                        • Кабуки и Веселые кварталы.
                          «От старого к новому»
                          (костюм второй половины Эдо и Мэйдзи)
                          • Чайные и мышиные оттенки.
                          • Какие кимоно считали красивыми, а какие безвкусными?
                          • Поздний Эдо: скука и отсутствие модных идей или действие новых реформ?
                          • Как меняется японская мода при знакомстве с западной культурой?
                            «Демократизация и ре-демократизация: взлеты и падения кимоно культуры»
                            (кимоно эпохи Тайсё, стандартизация 1960-ых гг., современная мода и стандарт)
                            • Романтичный Тайсё: японский ар-нуво и ар-деко.
                            • Ограничения военного времени.
                            • Кимоно-школы и формализация кимоно.
                            • Противодействие или дополнение: классический и свободный стили ношения кимоно.
                              Лекция 5
                              Лекция 2
                              Лекция 3
                              Лекция 4
                              Лекция 7
                              Лекция 6
                              Модуль 1 «Язык кимоно»
                              1. Кимоно в современном мире: введение в предмет
                              2. История кимоно: от Мэйдзи до современности
                              3. Кимоно как формат и как предмет живописи
                              4. Кимоно и художники. Часть 1
                              5. Кимоно и художники. Часть 2
                              6. Риторика и эстетика кимоно: художественные приемы и принципы. Часть 1
                              7. Риторика и эстетика кимоно: художественные приемы и принципы» часть 2

                              Модуль 2 «История японского костюма»
                              8. Праздник крашения и ткачества: история забытого фестиваля в Киото
                              9. От легендарного периода до «золотого»: заимствования и адаптация
                              10. Аристократы и самураи: две эстетики – две традиции
                              11. Войны, роскошь и экзотика
                              12. Модные горожане: от смелых дизайнов до запретов
                              13. От старого к новому
                              14. Демократизация и ре-демократизация: взлеты и падения кимоно культуры
                              14 лекций
                              Традиционная японская одежда
                              1. Богини и бодхисаттвы
                              2. Красота аристократическая
                              3. Красота воинствующая и женщины-воины
                              4. Красота китайская
                              5. Зло в женском обличье
                              6. Демоны, смертельная и адская красота
                              7. Красота укиё-э
                              8. Безумие и нарушение устоев
                              9. Мир ив и цветов: куртизанки и гейши
                              10. Романтика по-японски: женские образы в любви
                              11. Образ женщины эпохи Мэйдзи (1868 – 1912)
                              12. Модные женщины эпохи Тайсё и раннего Сёва
                              тарифы
                              12 лекций
                              26 лекций
                              Курс "Женские образы в японской культуре"

                              Курс "Традиционная японская одежда"
                              Доступ 6 месяцев
                              Доступ 6 месяцев
                              Доступ 12 месяцев
                              Женские образы в японской культуре
                              старт 12 февраля
                              в записи
                              оба курса
                              26 600
                              руб.
                              22 800
                              руб.
                              49 400
                              руб.
                              7600
                              р/мес
                              Рассрочка без % на 3 мес
                              8 868
                              р/мес
                              Рассрочка без % на 3 мес
                              4160
                              р/мес
                              Рассрочка без % на 12 мес
                              Нет всей суммы сразу?
                              Оплачивайте частями
                              Выберите тариф и оформите покупку

                              Мы разделим сумму на 4 равные части и составим график платежей

                              Первый платёж спишем сейчас, а остальные ー по графику 1/4 оплаты раз в две недели
                              Разделите оплату на 4 части, а доступ к курсу получите в день первой оплаты.
                              Как это работает?
                              Это не кредит и не рассрочка, оплата частями не влияет на кредитную историю.
                              Здесь требуется минимальное количество ваших персональных данных.
                              Подходит только для РФ.
                              Наталья Бакина
                              Автор курсов
                              Член Ассоциации искусствоведов России (АИС).

                              Независимый исследователь и коллекционер антикварных кимоно

                              Организатор выставочных проектов.

                              Автор лекционных курсов и статей, посвящённых искусству Японии.
                              ОТЗЫВЫ УЧЕНИКОВ
                              Организатор курса лекций
                              Онлайн-школа Дарьи Мойнич
                              Благодаря системному подходу и поддержке преподавателей выпускники качественно осваивают язык, глубже погружаются в культуру Японии, реализуют свои хобби, находят японских друзей, выходят замуж за японцев и японок, переезжают жить в Японию и успешно там обустраиваются.
                              С 2012 года
                              успешно обучаем по всему миру людей в возрасте от 12 до 65 лет.
                              > 100000
                              > 670
                              > 3150
                              участников в нашем сообществе.
                              учеников обучались на платных курсах.
                              учеников прошли главную годовую программу.
                              не похожа на все остальные
                              — самая крупная онлайн-школа японского языка и культуры в России
                              ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ И ВОЗРАЖЕНИЯ